|
Изваяет ли известный скульптор памятник тандему?
Рерих, Бродский, Церетели...
- Зураб Константинович, вы в свое время дружески общались с бывшим столичным мэром Юрием Лужковым. Не собираетесь ли теперь создать ему гигантский памятник?
- Зачем? Два памятника ему я уже создал: «Лужков-спортсмен» и «Лужков-дворник». Они небольшие - стоят у меня в Галерее искусств на Пречистенке. Надо будет - сделаю и третий, чтобы стоял на одной из площадей в центре Москвы. Юрий Михайлович заслужил это. Но не гигантского размера.
- А памятник тандему - скульптуру Путина и Медведева планируете изваять?
- Эту идею мне подсказали журналисты. Поначалу у меня таких мыслей не было. И я подумал: почему бы и нет? Одну скульптуру Путина я уже сделал - называется «В здоровом теле здоровый дух». Свой цикл скульптур знаменитых людей «Наши современники» я еще не закончил. Там есть и Михалков, и Табаков, и Высоцкий, а еще Ростропович, Паваротти, Бродский, Солженицын, Алексий II (а также Гергиев, Любимов, Шостакович, Аксенов, поэт Кольцов и другие. - "Труд"). Я создал цикл образов русских князей, царей, императоров - Александр II, Александр III, Николай II... Чем Путин с Медведевым хуже?
- Олимпиаду в Сочи оформлять будете?
- Пока не знаю. Я предложил олимпийскому комитету уже много чего: Колосса Родосского, «Аргонавтов» - скульптуру Ясона и Медеи с золотым руном, каскад водопадов. Есть и секреты, о которых я вам не скажу.
- За рубежом ваше творчество отмечают чаще, чем в России: Николя Саркози наградил вас высшей наградой Франции - орденом Почетного легиона из своего личного запаса, а мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг вручил почетную премию в музее «Метрополитен». Как вы сами это объясняете?
- Саркози сказал, что это благодарность мне «за преданность Франции». Во Франции уже стоят мои Бальзак, Папа Римский Иоанн Павел II и "Четыре мушкетера" - в Гаскони. А в Москве перед гостиницей «Космос» - мой Шарль де Голль. Мне льстит, что кавалеры этого ордена - Рерих, Бродский... Я оказался в неплохой компании, правда? Я привык, что в России меня чаще ругают, а тут вдруг так захвалили, что я даже покраснел. И в США тоже стоят мои скульптуры: «Добро побеждает зло» с Георгием Победоносцем - у здания штаб-квартиры ООН, монумент «Слеза скорби» в память трагедии 11 сентября, композиция «Счастье детям всего мира» - дар фонду, который проводит специальные олимпийские игры для детей с ограниченными возможностями. В музее «Метрополитен» мне вручили золотую медаль Национального общества искусств США. В ответ я подарил Майклу Блумбергу свой натюрморт с подсолнухами, который нарисовал в 1997 году в том же Нью-Йорке.
- Говорят, что Франция ожидает еще один ваш шедевр...
- Это будет скульптура Цветаевой. Но началось все с образа другого поэта. Я сделал Пастернака - он уже стоит у меня в галерее. Для его установки выделено место на Волхонке, почти напротив храма Христа Спасителя, около Пушкинского музея (ГМИИ им. А. С. Пушкина. - "Труд"). Об этом узнали во Франции. Оттуда ко мне приехали 18 сенаторов и сказали: «Сделайте нам еще и Марину. Она жила в Париже и оттуда вела переписку с Пастернаком». И я взялся - но не сразу. Прежде чем набросать эскиз, я прочитал их переписку: По замыслу Цветаева и Пастернак сидят как будто бы на разных концах одной скамейки, только он в Москве, а она в Париже. Она держит в руке цветок, который он ей подарил.
- По слухам, сын Пастернака Евгений не в восторге от этой скульптуры:
- Об этом я слышу почему-то от других! Я выиграл конкурс на создание этой скульптуры. Он ни для кого не был тайной, и другие проекты там участвовали тоже, все решало жюри. Просто я не знаю, был ли сын поэта членом жюри, видел ли памятник? Если кто-то из родных Пастернака чем-то недоволен, пожалуйста, пусть скажут мне, я готов встретиться, показать. Можем посидеть, выпить вина, пообщаться. Мне лично никто претензий не предъявлял. Зачем за моей спиной вести такие разговоры?
Террор против вертикали
- К вашему памятнику Петру I нельзя подойти близко. Почему?
- Объясню. Петра я создал в честь морского флота. Вот и надо смотреть на него с воды - так туристам понятнее. На катере при желании можно подойти к нему совсем близко. А на берегу надо предусмотреть и возможные опасности. Все бывает в жизни. Есть и больные люди: как-то один сумасшедший пытался взорвать памятник, но теракт не удался, его арестовали...
- Говорят, что памятник непомерно высок и стоит не на месте...
- Место на стрелке Москвы-реки выбрал не я. Я создал образ, а точку на карте и высоту памятника утвердили три института и градостроительный совет. Раньше там хотели поставить мухинских «Рабочего и колхозницу». А почему? Огромному пустому пространству нужна вертикаль. Но невежественные люди, для которых искусство - китайская грамота, проклинают почему-то именно меня. Высота памятника - тоже не моя идея. Когда узнал, что он будет 98 метров, то даже испугался. Это же усложняло задачу. А теперь мне смешно. Почему я, художник, должен оправдываться? Не нравится - пусть ставят хоть себе на огороде!
Но дело не только в самом памятнике. Есть люди, которые хотят на его фоне показать себя, найти повод попиариться в телевизоре. Мне говорили, что кто-то даже хочет выкупить это место для своего бизнеса: Однако все это меня не волнует. Я спокоен. Сколько можно переписывать историю, уничтожать то, что было создано раньше? Вспомните скульптуры российских царей, храм Христа Спасителя - сегодня мы об этом стараемся не упоминать, потому что стыдно... Кроме того, в России до сих пор перебор со статуями вождей коммунизма - понаставили сверх меры. У народа из-за этого развилась аллергия на памятники царям - за редким исключением.
- Ваш памятник Колумбу в Пуэрто-Рико будет еще выше - 126 метров. Это вас уже не пугает?
- Уже нет. Каждая личность требует своего масштаба. Эту скульптуру устанавливают на побережье океана - там, где сам Колумб вступил на землю Америки. Монтаж уже идет. Конструкция и в самом деле гигантская - в ней целых 2400 деталей!
- Кроме того, вы пообещали воздвигнуть в центре Парижа нечто выше Эйфелевой башни...
- Такая идея есть. Правда, уже не для Парижа. Пока это только проект - у него нет конкретного места, но для него нужно много пространства. Высота башни триста метров, а этот монумент будет метров 400. Эскиз готов, но пока нет заказчика. Поэтому и детали проекта пока в секрете.
Глаза скульптуры
- К слову, о гигантских формах в искусстве. Может, скульптура, соразмерная человеку, все-таки понятнее народу, чем колосс высотой с телебашню? Ближе к душе?
| |