|
Известный актер о судьбе интеллигента, коррупции и языковом барьере
«Сейчас одни хотят, чтобы государство было независимым, а другие - нет. Идет постоянная борьба, которая влияет на каждого и, конечно, на культуру тоже»... - говорит народный артист СССР и Украины, академик, худрук Национального драмтеатра им. И. Фран-ко Богдан Ступка. Наша встреча с Богданом Сильвестровичем произошла в окружении сразу двух торжественных дат: юбилея украинской независимости и юбилея его самого - знаменитый артист в конце августа отметит свое 70-летие.
«Театр - это маленькая держава»
- 20 лет для страны - это уже серьезный период, можно подводить первые итоги и делать выводы: что происходит, куда идем, что потеряли и обрели... Например, что за это время успело произойти с украинским кино?
- Не знаю, что вам сказать. Не знаю. Но то, что происходит, - это печально. Во-первых, как снимать, где, кого? Была уничтожена студия Довженко. Когда-то там создавалось 25 картин в год. Среди них всегда были 1-2 прекрасных. Сейчас - лишь несколько фильмов, да и в тех нашим актерам трудно рассчитывать на главные роли. Снимаются чаще всего российские сериалы на российские деньги. Перво-степенные роли распределяют-ся среди зарубежных артистов. Почему все так? Нет государственной поддержки отечественного кинематографа. А она должна быть гарантирована идеологией независимого государства. Обязательно! Кино - великое дело для государ-ства. Коммунисты в свое время это очень хорошо понимали - и кино успешно работало на коммунистическую идеологию. Потом все разом куда-то пропало. Ни тебе коммунистической, ни иной идеологии... Сейчас, правда, власть пытается изменить что-то к лучшему, даже закон вышел, похожий на польский, по поводу кассового сбора. По этому закону, 1/100 от кассового сбора за каждый сеанс должна идти в фонд кино. Это, на первый взгляд, капля в море, но в общей сложности могли бы быть неплохие деньги. Посмотрим...
Во-вторых, бизнес почему-то держится в стороне от кино. Где меценаты, где радетели за возрождение отечественной культуры, где предприниматели от кинематографа, наконец? Нету - ни первых, ни вторых, ни третьих. Последние почему-то до сих пор не поняли, что кино - помимо искусства - это еще и хороший бизнес, это финансовый Клондайк. Видимо, у представителей украинского бизнеса есть много иных задач и мест для использования своих сил и средств.
- Невесело. А как себя чув-ствует театр?
- Здесь как раз грех жаловаться. К театру власть относится очень хорошо. Очень. Есть понимание, поддержка. Это радует. Говорю на примере собственного театра. Много позитивных сдвигов. Например, мы в октябре открываем новую Малую сцену, где сможем делать самые неожиданные смелые эксперименты. Деньги на это выделила власть.
- То есть не везде руины?
- Очень не люблю это слово. Конечно, не везде и не все так плохо. Например, мы поставили новый хороший спектакль, у нас труппа - одна из лучших в Европе. Мы развиваемся. А ведь театр - это тоже по-своему держава. Только в уменьшенном масштабе. Это показательно.
«Интеллигента пора защищать»
- Что происходит с украинским интеллигентом? Почему молчит? Ведь он многое может, от него многое зависит - он в обществе всегда выступал камертоном...
- Что от него зависит? Он - бедный. Нищий. Обнищал вконец. Зарплаты мизерные... Да, он может написать статью или выступить где-то на радио - но он ничего не может изменить!
- А разве художник не должен быть голодным? Разве интеллигент, даже оставшись без штанов, не должен что-то двигать, на что-то влиять?
- Сейчас сложно двигать. Где? С помощью каких инструментов? Куда он пойдет, и кто будет его слушать? Каналы приватизированы - там у каждого своя идеология. Каждому владельцу канала кажется: лучшее, что он изобрел в жизни, - это его канал. Он пускает туда кого хочет. И украинского интеллигента - актера или журналиста - у всех на глазах «задвигают» все глубже. У него нет никакой законодательной защиты. На каналах - засилье иностранных ведущих, это ни в какие рамки не лезет. Кто-то - непонятно почему - сказал, что наши доморощенные журналисты и ведущие не способны так провести программу, собрать такую аудиторию, как иностранцы. Глупость. Посмотрите: те, кто приезжает из-за рубежа, у себя на родине давно вышли в тираж, их там уже никто не хочет слушать!
Считаю, Верховная Рада должна принять специальный закон, защищающий права отечественных артистов, телеведущих, журналистов. Интеллигента, в общем. Тогда, может, он и начнет на что-то влиять. Как-то в 1994-м году мы с Остапом (сын. - Ред.) ездили играть «Записки сумасшедшего» на американскую сцену. Так вот, нужно было получить разрешение не только эмиграционной службы, но и актерских профсоюзов. На то, что мы - два иностранных артиста - будем работать на тамошней сцене и отбирать кусок хлеба у каких-то двух американских актеров. Вот как надо.
- К юбилею Независимости Украина пришла в напряженном состоянии: конфликты политические срастаются с конфликтами социальными, это выливается в холодную войну общества с самим собой... Опять, как водится в подобной обстановке, на щит поднимают рискованный языковой вопрос, больную тему двух культур - востока и запада. Что делать?
- Ничего. Языкового барьера и конфликта не существует - если на том или ином языке говорится что-то важное, ценное, понятное. Мы этим летом были с театром в Севастополе. У меня вначале спросили: «На каком языке будете играть?» На украинском, конечно, отвечаю. Это же украинский театр. Мы были там 10 дней - и 10 дней аншлагов. На ура! Никакого языкового барьера. И это - Севастополь.
«Деньги никогда не были ВСЕ»
- А что делать с конфликтом «чиновник - народ»? Кто кого победит? Можно ли, например, побороть коррупцию?
- Боритесь - и поборете. Да. Тут беда в чем? Коррупция у нас, когда она запускается, прорастает в самые кости. Потом возникает резонный вопрос: позвольте, а для чего и как с ней бороться, если она везде, она вот здесь, внутри прямо? Смотрите: сначала пиво принялись продавать на каждом углу, всем подряд. Дети и взрослые ходили по Киеву и «дули» это пиво, толпами. Сейчас их стало чуть меньше - закон ввели. То есть, как получается? Сначала разрешают, раскручивают маховик, потом - борются. Но это же смешно! Зачем было разрешать? Нет, не смешно - трагично... Каждый думает о прибылях, финансы все застят. А каким путем добывать эти финансы, значения не имеет. Балом правит «золотой телец».
- То есть деньги сегодня - это и вправду ВСЕ? Вы так считаете?
- Деньги никогда не были ВСЕ. Никогда. Во все времена в обществе существует группа людей, для которых деньги - это не основная ценность. И эти люди будут всегда, я убежден в этом. Откуда они берутся? Не знаю. Может, это воспитание играет роль: домашнее, школа... Так или иначе, у них формируется здоровое понятие, что такое добро, а что - зло.
- Складывается впечатление, что эти понятия в нынешнем мире начали меняться местами...
- Нет, это невозможно. Смотрите, простой индикатор: если человек берет боль другого на себя, значит, он борется за добро. И такие люди были и будут всегда - в большей или меньшей степени.
- Что хотелось бы сказать нашим читателям в день красного дня календаря: 24 августа?
- Завоевать независимость было достаточно просто, а вот удержать ее оказалось куда сложнее. Независимость сейчас нужно сохранить. Берегите свою землю, свою страну, свою державу.
ДОСЬЕ Богдан Ступка родился в Куликове на Львовщине. Его отец был артистом хора Львовского театра оперы и балета им. И. Франко. Актер театра и кино, народный артист СССР и Укра-ины. Сыграл около 50 ролей в кино и свыше 100 - в театре. Лауреат многих престижных премий государственного и международного уровня в области искусства. Академик Академии искусств Украины. Награжден орденом «За заслуги». С 1999 по 2001 годы - министр культуры Украины в правительстве В. Ющенко. С 2001-го - худрук Национального академического драмтеатра им. И. Франко.
| |