|
Если военному давно минувшей эпохи с орденами проще вернуть имя, то штатским одна надежда - может быть, кому-то их лица покажутся знакомыми. В 1969 году, когда музей имени Пушкина проводил первую экспозицию неизвестных портретов пушкинской эпохи, десять персонажей из восьмидесяти идентифицировали посетители. На нынешней - примерно треть картин ждет своего часа.
Принадлежность остальных достоверно подтверждена. Ценность, уверены музейщики, представляют все. Но особенно - портрет Марии Раевской, одной из красивейших женщин 19 столетия, будущей жены декабриста Волконского. Эту пушкинскую музу, которой поэт посвятил поэму «Полтава», подарил музею частный коллекционер. Впервые за 200 лет картину показывают публике.
На этой выставке почти у каждой подписи к картине - знак вопроса. Иногда даже два. К примеру, работа художника по фамилии Гампельн. То, что это портрет некого Дмитриева-Мамонова, сотрудники музея Пушкина пока сомневаются. В экспозиции 190 картин, и все они поступили в хранилище как «портреты неизвестных».
Этого ребенка «опознали» криминалисты. Оказалось, двухлетний Пушкин. Собственно, так и предполагал актер Всеволод Якут, который подарил портрет музею полвека назад. Историки не поверили. Их убедили судебные медэксперты, которые поставили в ряд все прижизненные изображения портреты поэта, в том числе автопортреты, увеличили и развернули в одну сторону.
«Они сравнивали, например, конфигурацию глаз, расстояние между глазами, они сравнивали лоб, подбородок», - рассказывает заведующая научно методическим отделом Музея им. А.С. Пушкина Вера Невская.
Даритель шести миниатюр заверял: на всех - его предки, в том числе, прапрапрадед Дмитрий Селезнев, в 19 веке - владелец усадьбы на Пречистенке, ставшей музеем Александра Пушкина. Но проверка показала: Селезнев - только человек в синем. Оказалось, что на всех портретах изображены не Селезневы, а некие Шушерины.
Еще одного пожилого генерала все принимали за сына Пушкина Александра Александровича - количество орденов совпадало. Но глава Москомнаследия Александр Кибовский, знаток военной истории, обратил внимание, что генерал - в солдатском мундире знаменитого Фанагорийского гренадерского полка имени Суворова. Выяснилось, это внук знаменитого генералиссимуса, граф Суворов-Рымникский. «В русской армии существовала такая интересная традиция. Когда вельможа дослуживался до высочайших наград, и все уже было у него. Ну что ему еще надо? Чем наградить? И такой был жест высочайшего внимания, его или делали шефом, или зачисляли в полк, где когда-то начиналась его служба», - рассказал Александр Кибовский.
| |