|
Рост тарифов большинства естественных монополий в будущем году предлагается ограничить шестью процентами, сообщают в среду деловые СМИ со ссылкой на свои источники в российском правительстве.
По их данным, соответствующее предложение подготовлено Минэкономразвития и окончательное решение должно быть принято уже в начале сентября. Тему продолжает обозреватель радио «Вести ФМ» Леонид Гурьянов.
Гурьянов: Подумать над тем, как сдержать рост тарифов на уровне прогнозной инфляции, поручил весной премьер-министр Владимир Путин. Ранее предполагалось, что тарифы железнодорожников увеличатся на 7 с половиной - 10 процентов, а электричество подорожает на 10 - 13 процентов. Ограничение аппетитов естественных монополий действительно позволит сдержать рост потребительских цен, но такое вмешательство правительства имеет и свою обратную сторону, отмечает главный экономист по России и СНГ банка «Би Эн Пи Париба» Юлия Цепляева.
Цепляева: Это действительно поможет обуздать инфляцию, особенно если удастся удержать низкими тарифы на электричество, чей вклад в инфляцию максимален. С другой стороны, низкие тарифы в долгосрочной перспективе снижают внедрение передовых энергосберегающих технологий и в некотором плане закрепляют технологическое отставание нашей страны от ведущих развитых стран мира.
Гурьянов: Естественные монополии уже отреагировали на планы правительства. Так, в РЖД подсчитали, что убытки компании могут составить примерно 80 миллиардов рублей и отметили, что будут вынуждены пересмотреть вложения в развитие инфраструктуры и в программы обеспечения безопасности движения. А представители энергетического сектора экономики говорят о том, что в лучшем случае компании в будущем году не получат прибыль, а в худшем бизнес может понести убытки. Дело в том, что предложения Минэкономразвития не касаются Газпрома - ему, в отличие от других монополистов, разрешат поднять цены существенно выше - на 12 - 15 процентов. В результате электроэнергетика оказывается в особенно сложной ситуации, отмечает начальник аналитического управления инвестиционной группы «Алемар» Василий Конузин.
Конузин: Главным образом это относится к сетевым компаниям, которые на 100% регулируются государством. Компаниям придётся пересматривать свои инвестпрограммы, причём достаточно существенно. Вложения в инфраструктуру, в безопасность и планы развития, все они ставятся, таким образом, под сомнение. С точки зрения генерации в энергетике, здесь, наверное, ситуация будет чуть проще, в особенности для компаний, которые ориентированы на оптовый рынок, потому что там всё-таки есть достаточно серьёзная доля свободных продаж.
Гурьянов: Неудивительно, что Газпром оказался исключением из общей тенденции, ведь одновременно планируется существенно увеличить налоговую нагрузку на компанию, напоминает Юлия Цепляева из «Би Эн Пи Париба».
Цепляев: Основной тенденцией планов правительства относительно Газпрома является прекращение субсидирования компании остальной экономики, которое сейчас достигает примерно одного процентного пункта от ВВП за счёт поддержания искусственно низких тарифов на природный газ.
И если будет осуществлён план поэтапного выравнивания налогового бремени, которое испытывают нефтяные компании и Газпром, то, конечно, придётся разрешить Газпрому приблизить внутренние тарифы к международным ценам.
Гурьянов: Предполагается, что за счёт Газпрома в будущем году бюджет получит более 120 миллиардов рублей дополнительных доходов. Это произойдёт из-за примерно двукратного повышения НДПИ на газ.
| |