|
Больше всего украинцам полюбились песни, созданные во времена зарождения украинской музыкальной индустрии
Первое независимое десятилетие подарило украинцам куда больше знаковых песен, чем второе. Именно в тот период, когда музыкальная индустрия только начала трансформироваться в некое подобие рынка, родилось большинство хитов, которые и поныне нежно любимы народом (хоть порой эта любовь густо замешена на ностальгическом флере), а также пользуются уважением экспертного сообщества. Молодым представителям шоу-бизнеса, окруженным сегодня целыми армиями опытных продюсеров, стилистов, клипмейкеров, саундпродюсеров, аранжировщиков, пиарщиков и прочих мастеров музыкальной раскрутки, остается пока лишь мечтать о масштабах всенародной любви к некоторым шлягерам, вошедшим в рейтинг «k:».
Впрочем, экспертные симпатии к хитам 90-х вполне закономерны, ведь в то время собственно песенная составляющая успеха артиста была решающей: ироничные, эпатажные или, наоборот, трогательные и романтические тексты, эксперименты с музыкальными стилями и исполнительский кураж, значили намного больше, чем лощеный внешний вид начинающего музыканта и скандалы вокруг его персоны. После успеха большинства песен, попавших в топ-двадцатку, их исполнители просыпались мегазнаменитыми, а буквально через несколько лет обретали статус культовых. Так было с группой «Вопли Видоплясова» и их шлягером «Весна», занявшим в рейтинге первое место. Именно эта композиция сделала «ВВ» лучшей рок-группой десятилетия, а не их первый хит «Танцы» далекого 1989 года - его было явно недостаточно, чтобы отстоять свое место на украинской сцене под напором «Братьев Гадюкиных», которые в ту пору воплощали в жизнь свою программу под названием «Сбросить ВВ с пьедестала!». Бешеный успех «Весны», написанной в Париже Олегом Скрипкой и Пипой под влиянием тоски по родине, объясняется синтезом всего лучшего, что было у «ВВ»: иронии и лирики, широкой народной распевности и жестких гитарных рифов.
Годом позже у них появились еще одни мощные конкуренты - «Океан Ельзы», прогремевшие в 1998-1999 годах со своим одновременно простым и загадочным хитом «Там, де нас нема». Эта композиция остается в памяти украинцев знаковой, так как стала трамплином для львовской команды, написавшей впоследствии еще более успешные хиты.
Остальные три места в первой пятерке тоже достались львовянам. В Украине сложно найти любителя побренчать на гитаре, не знающего аккордов к песне «Лиш вона» группы «Плач Еремии» (3-е место). Так же трудно найти украинца, который бы не подпевал Руслане во время ее триумфального выступления на конкурсе «Евровидение» в 2004 году (4-е место), а в 1991-м не улыбался каждый раз, когда слышал неологизм «бандерштадт», слыша, как «Братья Гадюкины» воспевают отличительные черты жителей Львова (5-е место).
Бесспорный шлягер Верки Сердючки «Ха-ра-шо!» стоит в списке особняком: этот хит из второй «независимой десятилетки», из которой удалось прорваться в рейтинг лишь нескольким композициям, в основном в силу своих выдающихся качеств, а за счет привязки к памятным событиям. Среди них песня «Разом нас багато» иванофранковских «Гринджол» (10-е место), заслужившая всенародную любовь исключительно из-за «оранжевой революции», - ее провал на «Евровидении» лишнее тому подтверждение. По этой же причине к этой категории можно смело отнести и написанную Марией Бурмакой еще в 1992 году песню «Ми йдемо» (7-е место).
Оставшиеся песни (за исключением «Юного орла» Михаила Поплавского) можно условно разделить на две категории. Во-первых, это новые «народные» шлягеры популярных еще в 80-е исполнителей (София Ротару, Николай Гнатюк, Тарас Петриненко и Раиса Кириченко). Во-вторых, песни, давшие старт карьерам артистов, сформировавших в ту пору костяк современной украинской эстрады: «З ранку до ночі" Александра Пономарева, "Хрещатик" Павла Зиброва, "Ты мій" Ирины Билык, "Панно кохання" Таисии Повалий, а также "Шось зимно" "Скрябина" и "Подождем под дождем" группы "Грин Грей". Последние два случая можно отметить как знаковые еще и потому, что они относятся к числу немногих успешных стилевых экспериментов в украинской музыкальной истории: первый - в области украинского синти-попа, второй - в области "укр-попа", который специалисты определяют как смесь брит-попа и трип-хопа на украинский лад.
| |