|
С 1 сентября ряд московских школ перейдут на новую систему оплаты труда учителей. Об этом в среду на пресс-конференции рассказал глава департамента образования Москвы Исаак Калина.
В 2011 году на финансирование образования в Москве выделено 212 млрд рублей, а в проекте бюджета на 2012 год заложено 242 млрд рублей. Такие цифры озвучил в среду на пресс-конференции глава департамента образования Москвы Исаак Калина. При этом, по словам Калины, изменятся принципы финансирования школ: размер субсидий будет выравниваться между школами, которые перейдут на систему нормативно-подушевого финансирования. «Раньше очень большая часть московских школ финансировалась не на общем уровне. Лицеи и гимназии имели столичный уровень финансирования - 120 тыс. рублей в год на одного ученика, в то время как в обычных школах на одного школьника выходило не больше 50-55 тыс. рублей. Новые нормативы финансирования предполагают 120 тыс. рублей в год на старшеклассника и уровень школы не играет никакой роли», - пояснил он. Однако эта схема пока что доступна лишь для экспериментальных московских школ (с нового учебного года в эксперименте участвуют 259 столичных школ). Помимо школ с 1 октября 2011 года принято решение перевести на новую форму финансирования все московские детские сады, что, по прогнозам главы департамента образования, должно увеличить зарплату воспитателей на 20-25%. Что касается зарплаты учителей, то она по прогнозам Калины к концу 2012 года должна повыситься как минимум на 18%. При этом каких-то единых форм повышения оплаты не предусмотрено. Напомним, что в марте 2011 года вышло постановление правительства Москвы № 86-ПП «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве», которое в том числе регулирует новый порядок оплаты труда сотрудников школ, участвующих в эксперименте. У каждой школы будет свой автономный бюджет, который будет начисляться в основном по принципу нормативно-подушевого финансирования. Фонд оплаты труда будет состоять из базовой и стимулирующей частей. Рекомендуемый оптимальный размер базовой части - 70%, а диапазон стимулирующей - от 20% до 40%. Окончательное решение по процентному соотношению базовой и стимулирующей выплат будет принимать руководство школы, хотя не последнюю роль будет играть мнение попечительского совета и самих родителей. На окончательный размер зарплаты учителей должны влиять три составляющие: количество проведенных учебных часов, число учеников в классе, а также часы неаудиторной занятости педагога (дополнительные занятия). Примерное соотношение фонда аудиторной и неаудиторной занятости должно составлять соответственно 85% и 15%. Для определения величины гарантированной оплаты труда за аудиторную занятость вводится условная единица «стоимость одного ученико-часа». Стоимость одного ученико-часа рассчитывается каждым образовательным учреждением самостоятельно. Больше всего учителей огорчило, что с введением новой системы оплаты все ранее установленные доплаты и надбавки к заработной плате, должностным окладам и тарифным ставкам применяться не будут. Калина подтвердил, что ранее действующие надбавки действительно будут отменены, но при этом пояснил, что подобная мера поможет привлечь в школы молодых педагогов. «До того, как появились эти так называемые "московские надбавки", у школ был надтарифный фонд, и каждая школа имела право сама определять: кому и сколько доплачивать. Потом в Москве были введены надбавки за звания и заслуги. Заслуженным учителям это было выгодно, а вот молодым педагогам надо было ждать, пока они постареют на 25 лет. Новая система оплаты труда возвращает коллективу право самому участвовать в распределении дополнительного ресурса, который сегодня приходит в школы», - пояснил он. Речь зашла и о повышающих коэффициентах за сложность или приоритетность предмета, которые согласно постановлению №86 каждая школа должна определить самостоятельно. «Ясно, что если речь идет о химическом лицее, то приоритетным предметом будет химия, а если о спортивной школе, то - физкультура. В обычной школе коллективы могут принят решение вообще не выделять какой-либо предмет», - сказал Калина. Законность решения дирекции школ по схемам оплаты будет контролировать наблюдательный совет, который возглавили уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович и председатель комиссии по образованию Мосгордумы Виктор Кругляков. Кроме того, не исключено, что в ближайшее время количество московских школ будет сокращаться: в условиях нормативно-подушевого финансирования школе выгодно иметь как можно больше учеников и поэтому многие малокомплектные школы поспешили объединиться. «Заявлений с просьбой об объединении школ много, но мы не спешим. Создана комиссия по рассмотрению таких заявлений, в нее входят представители профсоюзов и общества прав потребителей в сфере образования. - сказал Калина - Каждое подобное предложение мы рассматриваем в присутствии директора школы, а так же представителей профсоюза и родительского комитета. Они должны доказать, что в результате слияния ни одни ученик или учитель не пострадает и что последствия будут только положительные», Пока что, по словам руководителя департамента образования, из 10 ходатайств удовлетворяется в среднем одно.
| |