|
Мировую экономику продолжает лихорадить - треволнения вокруг возможного технического дефолта США не утихают. И если в первых числах месяца биржевые аналитики предполагали, что чехарда котировок и курсов закончится с наступлением осени, то теперь «накидывают» еще несколько недель.
«Скорее всего, выход из рискованных активов, в частности, акций будет продолжаться и дальше. Как минимум, до середины сентября текущий тренд продолжится, то есть постепенно будем снижаться, с небольшими коррекциями этого падения», - прогнозирует эксперт «Инвесткафе» Антон Сафонов. По его оценке, очень многое будет зависеть от поведения Европейского Центробанка, ФРС США и других регуляторов.
На данный момент инвесторы ждут выступления председателя ФРС Бена Бернанке, которое состоится 26 августа. Игроки надеются, что Бернанке объявит о новом раунде количественного смягчения, а проще говоря - о наводнении рынка свеженапечатанными долларами. Это может подтолкнуть экономику США (а значит, и других стран) к росту. А может и не подтолкнуть.
При этом даже в самых оптимистичных прогнозах никто не говорит о том, что стимуляция свеженькими купюрами решит все проблемы. Участники мирового финансового рынка в один голос признают, что этот рынок далек от идеала, а похожие на нынешнюю встряски будут происходить довольно часто. «Не исключаю, что подобное мы будем наблюдать каждое лето. Это вообще традиционно тяжелое для фондовых рынков время года. Рынки слишком "легкие" из-за периода отпусков и потому неустойчивые», - поясняет управляющий активами ФГ «БрокерКредитСервис» Николай Солабуто.
Но главная проблема в том, что США, да и Европа тоже, живут не по средствам, наращивая долговую нагрузку у будущих поколений. Однако, отмечает управляющий портфелями ЦБ УК «Солид Менеджмент» Георгий Ельцов, такое положение вещей не может сохраняться вечно - ведь обслуживать долг тоже приходится, и его обслуживание обходится все дороже и дороже.
Причем государства-иждивенцы благоденствуют не только за счет своих потомков, но и за наш с вами. И никуда от этого не деться - глобализация. Выиграй Россия холодную войну, сейчас вела бы себя точно так же.
Уточним, общий объем государственного долга США составляет $14,64 трлн. Среди иностранных кредиторов безусловным лидером является Китай, владеющий государственными долговыми бумагами США на $1,17 трлн, далее следуют Япония ($0,91 трлн) и Великобритания ($0,35 трлн.). Россия в этом списке девятая с $0,11 трлн, а всего за пределами США обретается государственных долговых бумаг на $4,5 трлн. При этом аналитики считают, что в американские бумаги вложено около 70% резервов Китая. Понятно, чем меньше на мировом рынке ценятся американские бумаги, тем Китай беднее, и тем на более жестких условиях может уже сам брать в долг у других стран.
Большинство других стран тоже имеет внушительные долги. Так, госдолг Японии перевалил за $11 трлн. В Великобритании чистый объем заимствований госсектора в мае составил 15,2 млрд фунтов стерлингов. Общий государственный долг Великобритании - за 920 млрд фунтов... И чем больше страны перезанимают друг у друга, тем теснее они оказываются связаны.
Есть и другая проблема - это банковская система. По словам Ельцова, она держится на принципе «too big to fail» (слишком крут для неудачи). Финансовый кризис 2008-го показал, что крупнейшие коммерческие банки США разрослись до таких размеров, что их просто невозможно обанкротить без ущерба для финансовой системы в целом. «Стресс-тесты показывают, что в Европе уже чуть ли не каждый второй банк - банкрот, однако дешевые деньги позволяют оставаться на плаву, - отмечает Солабуто. - Вся наша экономика - это карточный домик, который начинает качаться и частично обрушиваться в случае любого дуновений ветерка». И в ближайшие годы ситуация не изменится, поскольку не меняется сама экономическая модель.
Таким образом, регулярные приступы биржевых и валютных лихорадок неизбежны. Остается искать пути спасения хотя бы чисто гипотетически.
Например, ситуацию могло бы облегчить превращение мировой финансовой системы в многополярную. Но это практически не осуществимо. «Даже экономически и политически изолированные системы, такие, например, как Северная Корея, в той или иной степени участвуют в мировом экономическом процессе, - констатирует Солабуто. - В глобальной экономике все взаимосвязано. И чем дальше, тем больше. Каким бы этот мир не был или не казался, серьезный кризис в одной стране или регионе непременно как-то скажется на другом или других регионах». «Многополярностью здесь не обойтись», - соглашается Ельцов.
Впрочем, некую компенсацию ныне здравствующие поколения неамериканцев все-таки получат - пусть только моральную. Господство доллара может закончиться довольно скоро. По мнению Ельцова, Америка сама снимет мир с долларовой иглы посредством увеличивающейся инфляции, что подорвет интерес инвесторов к американской экономике.
Игорь Чубаха
| |