Национальный банк Белоруссии предложил ряду крупных местных банков расширить свои возможности в приобретении у граждан наличной иностранной валюты для ее последующей продажи на социально значимые цели, сообщает БелТА.
По словам начальника управления информации Нацбанка Александра Тимошенко, Нацбанк направил письма с таким предложением во все банки. Им рекомендовано рассмотреть вопрос об осуществлении отдельными обменными пунктами и кассами, расположенными на территории крупных торговых центров и рынков, операций только по покупке валюты.
Купленная иностранная валюта должна будет направляться банком на продажу населению только для оплаты социально значимых нужд. К их числу белорусские власти отнесли лечение за границей, проживание и обучение студентов за границей, выезд за пределы республики в связи с болезнью или смертью родственников и другие.
Чтобы получить разрешение больше покупать и меньше продавать валюты, банку следует обратиться в главное управление валютного регулирования и валютного контроля Национального банка.
Александр Тимошенко напомнил, что с мая по такой схеме уже работает Беларусбанк: он покупает и накапливает валюту через обменники на пограничных переходах, а продает ее гражданам только для социальных целей. В июне к этой системе подключились также Белинвестбанк, Белагропромбанк и Паритетбанк.
Из-за валютного кризиса, разразившегося в Белоруссии в начале года, в стране практически невозможно приобрести валюту. На то, чтобы купить 1 тыс. долларов, порой требуется целый месяц, передает Reuters.
В мае 2011 года власти девальвировали белорусский рубль на 36% и ввели жесткие ограничения на колебания курса, который находится на уровне чуть выше 5 тыс. белорусских рублей за доллар. Это не помогло изменить ситуацию на валютном рынке, образовалась множественность валютных курсов. Дефицит валюты привел к расцвету черного рынка, на котором курс за последние две недели увеличился с 6 тыс. до 8 тыс. белорусских рублей за доллар.
Чтобы привлечь валюту, Минск попросил кредиты у ЕврАзЭС и МВФ, а также начал подготовку к распродаже госактивов. Первый транш кредита (800 млн долларов из 3 млрд долларов) от антикризисного фонда ЕврАзЭС Минск получил в июне. МВФ пока не принял решение по выделению помощи Белоруссии. Приватизацию белорусских активов тормозит нежелание властей распродавать активы по рыночным ценам, оценки госпредприятий зачастую преувеличены в несколько раз.
Полумеры
Нацбанк Белоруссии обещал в период с 15 по 30 августа принять комплексные решения по выходу на единый курс. «Это сложный вопрос и, очевидно, все ждали приезда Лукашенко (президент Белоруссии - прим. ВЗГЛЯДа) из отпуска. Сегодня он первый день как вышел на работу и, видимо, еще не успел войти в курс дела. Поэтому Нацбанк и чиновники пытаются кормить рынок такими половинчатыми решениями, понимая, что такие решения не исправят ситуацию, а еще больше ее усугубят», - говорит газете ВЗГЛЯД руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.
«Белорусское правительство боится решать проблему дефицита валюты рыночными методами, поэтому прибегает к таким нерыночным методам, как ограничение продажи валюты населению. Власти пошли на этот шаг не от хорошей жизни», - считает старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Агибалов.
«Правительство принимает полумеры. С одной стороны, проводится девальвация, но с другой - внутренние цены пропорционально не повышаются. В частности, повышение цен на бензин и некоторые другие группы товаров так и не компенсировало девальвацию рубля. В итоге спрос на валюту по-прежнему велик: рублевая масса большая, и люди хотят конвертировать свои рублевые сбережения», - рассуждает эксперт.
«Власти бояться отпустить курс, повысить цены и инфляцию, и здесь Белоруссия пошла по пути дружественной ей Венесуэлы, где тоже действуют разные курсы валют для разных категорий потребителей, там также продажа валюты населению резко ограничена», - говорит газете ВЗГЛЯД Сергей Агибалов.
«Эта мера - как мертвому припарки. Вместо простого и понятного действия по либерализации валютного рынка - выхода на единый валютный курс - власти пытаются использовать суррогатные решения, которые еще больше ухудшают ситуацию, разогревая девальвационные и инфляционные ожидания», - говорит Романчук. По его словам, курс белорусского рубля к доллару в среду вырос до 8,5 тыс. рублей, приближаясь к 9 тыс. рублей. «Разрыв между официальным и теневым курсами составляет уже все 100%», - добавляет эксперт.
По словам Романчука, белорусские предприятия научились не ввозить валютную выручку в страну. «Обязательная продажа 30-процентной валютной выручки на бирже при огромной разнице между официальным и рыночным курсами означает уплату налога в размере 8% от экспортно-валютной выручки. Даже если компанию накажут, то штраф получается в размере 2% от валютной выручки, поэтому экспортерам выгоднее не ввозить валютную выручку для минимизации своих издержек», - рассказывает Романчук.
Решение проблем белорусской экономики нерыночными методами - «плохая практика, которая ни к чему хорошему не приведет», соглашается Сергей Агибалов. «Население, скорее всего, еще больше будет промышлять "серым" экспортом-импортом, масштабы пограничной торговли, когда люди возят топливо и другие товары через границу, только увеличатся», - считает эксперт Института энергетики и финансов.
«Ограничение на покупку валюты населением вряд ли получит одобрение со стороны МВФ, с которым ведутся переговоры по получению кредита. Инвесторы, в том числе внешние, будут смотреть на это также с опаской. Предприниматели будут ждать коррекции курса рубля», - добавляет Агибалов.
Посмотреть курс валют