|
В субботу, 29 августа 2009 года, в 14 часов 59 мин. 25 сек. Джанкарло Физикелла завоевал поул на трассе в Спа, проехав круг за 1 мин. 46,308 сек. Это была самая неожиданная поул-позиция прошлого сезона, особенно, если учесть, что почти два года эта команда не могла заработать ни одного очка. Журналисты он-лайн издания GPWeek рассказывают о прогрессе Force India, достигнутом за последние два сезона...
На следующий день Физикелла финишировал вторым, добыв для Force India первый подиум в ее короткой истории, – и при этом был расстроен, поскольку плотно преследовал победителя гонки, Кими Райкконена , на протяжении практически всей дистанции. Сотрудники команды отлично помнят этот уик-энд, и прежде всего, Джоди Эддингтон, который тогда был гоночным инженером Джанкарло.
«Мы приехали в Спа, и пятница прошла как-то неопределенно, – вспоминает Эддингтон. – Вечером мы внесли изменения в настройки переднего крыла, и с самого начала субботней тренировки гонщики говорили: "Вот это да! То, что нужно! Машина изменилась в лучшую сторону, и управлять ей одно удовольствие!" Команда продолжила работать в этом направлении, и после утренней тренировки мы думали, что сможем побороться за выход во 2-ю квалификационную сессию.
И мы не просто туда прошли: под конец сессии Физикелла показал лучшее время – т.е. мы уже в первой десятке! Отлично! Мы залили в бак машины относительно немного топлива, применив агрессивную тактику, чтобы занять хорошую стартовую позицию, – но оказалось, что подобный подход применили и все соперники.
Джанкарло проехал быстрый круг, и, глядя на мониторы, мы поняли, что произошло особенное событие. Когда он пересек линию финиша, то спросил по радио, какое время показал, и мы ответили: "Неплохое время, приятель! Ты завоевал поул!"
Мы думали, что в гонке нам удастся пробиться в первую восьмерку. Физикелла хорошо стартовал и начал отрываться, но из-за автомобиля безопасности после рестарта его обошел Райкконен на Ferrari с системой KERS. Надо отдать Кими должное, он не совершил ни единой ошибки в тот день, хотя его машина была не столь хороша, как наша. Но мы не смогли его обойти и покидали трассу в несколько расстроенных чувствах, поскольку были явно быстрее. Но после этого маленького разочарования все, конечно, испытали огромный прилив счастья».
Даже если бы в прошлом году применялась система начисления очков, принятая в 2010-м, Force India к гонке в Спа набрала бы лишь 6 очков. Но прошло 12 месяцев, и в этом сезоне команда регулярно выходит в финал квалификации, и сейчас на ее счету 47 очков.
За пять лет у команды сменилось четыре разных владельца: Jordan Grand Prix превратилась в Midland, потом в Spyker, а в 2008-м стала Force India. Затяжного период неопределенности и дефицита средств, наконец-то, закончился, и разумные инвестиции Виджея Мальи начали приносить плоды. Но этот путь не был легким, объясняет менеджер команды Энди Стивенсон.
«Мы проделали трудный путь, – рассказывает Стивенсон. – Начиная с того дня, когда Jordan была продана корпорации Midland, нас преследовали проблемы. У команды не было новой машины, поэтому пришлось приспосабливать под двигатель Toyota шасси, изначально построенное под моторы Cosworth. Говорить о хороших результатах не приходилось.
Кроме того, нам пришлось пригласить двух неопытных гонщиков, поскольку искать других уже было поздно. Тем более, топ-пилоты все равно бы не согласились выступать за нашу команду, поскольку никто не знал, чего от нее ожидать. И так прошло несколько лет, о которых я бы предпочел не вспоминать.
Потом команду приобрел Виджей Малья, и вместе с Робертом Фернли (зам. главы команды) они приняли решение, что Force India необходимо сотрудничество c McLaren: речь шла о поставках коробок передач и двигателей Mercedes. И это очень помогло в нашем развитии. Благодаря правильному планированию и реструктуризации компании, Force India превратилась в успешную гоночную команду, а технологические связи с McLaren и Mercedes позволили стабилизировать процесс разработки шасси.
Костяк команды составляют те же люди, что и во времена Jordan, и в трудные времена коллектив только сплотился. Но это были годы строительства, зато сейчас мы вышли на новый уровень.
По-моему, каждый год был по-своему важен, поскольку мы набирались опыта, накапливали технические знания – нам пришлось усвоить немало тяжелых уроков, но без этого мы бы не добились сегодняшних результатов».
Как уже сказал Стивенсон, ключевым фактором прогресса стало сотрудничество с McLaren и Mercedes. Кроме того, оно позволило высвободить дополнительные ресурсы, поскольку раньше коробки передач команда разрабатывала самостоятельно.
«Сотрудничество с Mercedes и McLaren было очень важным для достижения стабильности, – поясняет Стивенсон. – Всем известно, что двигатели Mercedes – одни из лучших в Формуле 1. Это позволило нам конструировать машины именно в расчете на такой мотор, что очень важно, ведь это тоже помогает поднять результаты. Также мы используем коробку передач McLaren, но подвеска – наша самостоятельная разработка».
Кроме того, команда тесно сотрудничает с европейской компанией EADS (учредителя авиастроительной корпорации Airbus), специализирующейся в аэрокосмической области: команда использует обширные знания и опыт специалистов этой фирмы, а также ее технологические возможности.
Однако в последнее время Force India столкнулась с проблемой утечки кадров: немало высококлассных профессионалов перешли в Lotus Racing, чтобы вновь работать под началом Майка Гаскойна. Несмотря на это, Стивенсон полагает, что в такой ситуации молодые сотрудники получают возможность продвигаться по служебной лестнице: «В Формуле 1 люди часто меняют работу, переходя из команды в команду, и это пресса зацепилась за отдельный факт, написав про уход в Lotus ряда наших сотрудников.
Но в Force India есть отличные молодые конструкторы, и эта ситуация позволила продвинуть их на более высокие должности. Мы не хотим просто приглашать лучших специалистов со стороны: мы хотим, чтобы росли и набирались опыта молодые ребята, которые работают у нас».
Но что ждет команду в будущем? Хотя Force India считается одной из самых маленьких команд в Формуле 1, Стивенсон полагает, что она располагает вполне достаточным бюджетом: «Я бы не сказал, что бюджет нас как-то сдерживает. Мы работает в рамках тех финансовых возможностей, которые были оговорены в начале года, и перед нами поставлены определенные цели.
Возможно, пока мы не вполне справляемся с задачами: нас попросили занять пятое место в Кубке конструкторов, а мы пока находимся на шестой строчке. У нас неплохие достижения, но самое главное – надо не растерять взятый темп».
В более отдаленной перспективе Force India хотела бы добиться большего. В соответствии с соглашением об ограничении ресурсов командам в предстоящие годы придется сокращать штаты, и численность даже самых крупных коллективов примерно приблизится к уровню Force India, – и тогда она собирается уже бороться за победы. Причем, речь идет не только о гонках, но и о чемпионатах.
«Наша цель состоит в том, чтобы продолжить развиваться, и в итоге мы хотим выигрывать гонки и чемпионаты, – говорит Стивенсон. – Впрочем, надо оставаться реалистами.
Нас вполне удовлетворит, если мы сохраним нынешние темпы прогресса. Но для этого нам необходимо каждый год точно рассчитывать возможности и стараться добиться немного большего. Если в этом году нам удастся занять 5-е место в Кубке конструкторов, то, вероятно, в следующем мы будем стремиться стать четвертыми или третьими.
В соответствии с Соглашением об ограничении ресурсов, теоретически, все команды должны уравняться в своих возможностях. Не думаю, что наша мечта о победах в чемпионате так уж несбыточна. Безусловно, мы будем бороться, а не просто выходить на старт и участвовать в гонках. Но для этого надо создать команду, которой по силам такая задача. Именно в этом и состоит наш план».
| |