|
В Москве более двухсот нелегальных гастарбайтеров из Вьетнама сами явились в Миграционную службу и попросили вернуть их домой. Причина массового отъезда - безработица. Предпринимателям стало невыгодно содержать таких рабочих, так как штраф за каждого нелегала теперь достигает 800 тысяч рублей.
Содержать нелегальные трудовые резервы в России становится крайне невыгодно, и доказательством тому стало обращение вьетнамских граждан в Федеральную миграционную службу РФ. Они попросили у ведомства помощи в выдворении на родину своих соотечественников. Речь идет примерно о 200 гражданах Вьетнама, которые проживают в России незаконно. Это небывалый случай, такого не происходило никогда.
Сегодня скрывать нелегалов для бизнесменов становится просто разорительно: штраф от 250 до 800 тысяч рублей за одного человека, и никакая прибыль не окупит таких расходов.
На видеокадрах, снятых сотрудниками УФМС по городу Москве, - рейд в так называемом «общежитии» на Садовнической улице. Тогда были задержаны несколько десятков вьетнамцев, срок разрешения на работу у которых давно истек. Начальник департамента вьетнамских женщин и детей Ассоциации вьетнамских граждан в РФ Фам Тхань Суан пояснила: «Они надеются на то, что, возможно, заплатят штраф, а потом продлят срок пребывания. Потому что люди приехали сюда, им хочется приезжать не на один год. Ведь если люди приехали сюда только на год, то они не могут заработать достаточно денег, чтобы окупить затраты на авиабилеты, например».
Исключение делают для бизнесменов, зарабатывающих 2 миллиона рублей в год и более. Им выдают разрешение на работу сроком на три года, разрешают привести семью. Но далеко не у всех такие заработки.
Только в прошлом году в Россию приехало около 40 тысяч вьетнамцев, в этом - еще 30 тысяч. За последние семь месяцев отправлены на родину 500 человек, в основном, за нарушение миграционного законодательства. Схема появления таких рабочих примерно одинакова. Заместитель начальника УФМС по городу Москве Владимир Иванов рассказывает: «Существует подпольный цех, он работает год, два. Обнаруживают его сотрудники ФМС, правоохранительных органов, задерживают этих людей. Мы, естественно, их выдворяем, они уезжают. Работодатель для того, чтобы не прекращать производство, через своих вьетнамских коллег публикует информацию о том, что открылось производство, ждут рабочую силу. Эти люди "клюют" на такую информацию, приезжают, у них изымают паспорта, конечно, их никто не регистрирует. Вот вам, пожалуйста, готовые нарушители миграционного законодательства».
Заместитель председателя Ассоциации вьетнамских граждан в России Чан Фу Тхуанс считает: «Многое зависит от незнания, люди не знают законы. Они зависят все от фирмы или фабрики, на которую приезжают, а там хозяин или тот, кто отвечает за них, не сделал этого. Думаю, что сами люди не хотят жить незаконно, а хотят работать как все».
Вот лишь несколько примеров: октябрь 2009 года - сотрудники столичного управления ФМС задержали 60 мигрантов из Вьетнама без разрешительных документов. В подпольном цехе нелегалы производили карандаши, краски, пластилин, товары для детского творчества. Март 2010 года - пойманы еще 60 незаконных мигрантов, которые по 15 часов в день усердно шили одежду. Из-под рук умельцев выходили костюмы под марками «Шанель», «Адидас» и бренды с олимпийской символикой Сочи-2014. Ущерб правообладателям оценили в 200 миллионов рублей.
В службе ФМС уверены, что сейчас быть нелегалом не только невыгодно, но и опасно и бесперспективно. Заместитель начальника УФМС по городу Москве Владимир Иванов поясняет: «Работодатель отказался, работы нет, прятаться невыгодно, потому что мы вместе с правоохранительными органами все чаще и чаще их достаем, выковыриваем из подпольных цехов. У них нет перспективы дальше скрываться».
Впрочем, сдавшимся добровольно в Миграционной службе обрадовались. Их обещали наказать не так строго, как бывает при поимке нарушителей. После выдворения на родину следующие пять лет вчерашним нелегалам запрещено появляться в России. «Они штрафуются, они определяются решением суда для выдворения. Единственное преимущество, которое мы им предоставляем: они не помещаются в приемник-распределитель для установления личности. То есть, мы не теряем время, и они очень оперативно и добровольно при наличии билетов уезжают. Самое для нас ценное то, что мы не идем на отклонение от действующего законодательства», - рассказал Владимир Иванов..
И еще в ФМС уверены, что первые 200 вьетнамских нелегалов, которые добровольно отправятся на родину, это лишь начало. В дальнейшем таких будет больше, а иностранная рабочая сила постепенно станет выходить из тени.
| |