|
В Ораниенбауме проходят последние приготовления к торжествам в честь 300-летия. Скоро перед посетителями предстанут исторические интерьеры Китайского дворца, украшением которого станут уникальные столы, выполненные в технике флорентийской мозаики.
Последние штрихи реставраторы наносят любовно, не спеша. Похоже, им жаль расставаться со своей работой, но через несколько дней два мозаичных столика отправятся туда, где они в свое время появились по заказу Екатерины Второй - в Стеклярусный кабинет Китайского дворца. Уникальные образцы декоративно-прикладного искусства реставрируют янтарных дел мастера из Царского села, опыту которых доверили ценные предметы XVIII века.
Борис Игдалов, директор ООО" Царскосельские янтарные мастерские", реставратор высшей категории: " Надо сказать, что такого рода предметов очень мало. Мы ведь Россия, молодая страна. В Италии, во Франции XIV век - это, конечно, не новость, но для нас подобные вещи являются раритетами".
Впервые смальту или цветное стекло в создании мебели стал применять Михаил Ломоносов. Блестящий ученый обладал еще и коммерческой жилкой и открыл под Ораниенбаумом фабрику. В дошедших до нас раритетах современные исследователи пытаются прочитать особый «код» Ломоносова.
Мозаичная столешница прошла сквозь века с небольшими потерями, это подтвердила ультразвуковая диагностика. Меньше повезло подстолью: дерево повело, хрупкие кусочки декора осыпались. Их кропотливо подбирали по цвету и химическому составу в смальтовой мастерской Академии Художеств. Точные чертежи составили специалисты Петергофа.
Тамара Носович, заместитель директора Государственного музея-заповедника «Петергоф»: «К сожалению, у нас не так много иконографического материала, который дает нам возможность подтвердить, что отреставрированная вещь выглядит, как в то время, когда она была сделана. Но все необходимое было сделано».
Чтобы понять истинный цвет смальты после полировки, каждый образец смачивался водой. А для того, чтобы вырезать необходимые фигуры без повреждений, пришлось придумать специальный стеклорез, который стал незаменимой вещью в хозяйстве янтарной мастерской. Срочного дополнительного обсуждения потребовал один из когда-то полностью утраченных элементов, который создают заново. Впрочем, времени на долгие дискуссии нет. Мозаичные столы должны быть сданы, сначала на выставку в Эрмитаж, а затем уже в Китайский дворец, где они будут блистать в честь 300-летия Ораниенбаума.
| |