|
Визг пил и жужжание дрели. Под сводами храма они звучат для музейных работников как самая лучшая музыка. Реставрация церкви Большого Петергофского дворца подходит к концу.
Простые смертные в эти стены попадали редко. Дворцовая церковь для избранных. Здесь отмечали православные праздники императрицы, проводили пышные великокняжеские венчания, крестили последнего наследника короны цесаревича Алексея. В первые же годы революции все, что представляло ценность - иконы, золотая утварь - было разграблено. После Великой Отечественной флигель подняли из руин, но на стенах до сих пор остаются следы гари. Их скроет восстановленная живопись. А за иконостасом спрячут то единственное, что осталось от оригинала Растрелли.
«Те колонны почти полностью разрушены. Капители, базы пришлось нам докомпановывать в том материале, в котором они должны уже быть, снимать формы и переносить на противоположную сторону», - говорит директор реставрационных мастерских Галина Агалина.
Восстанавливать церковь продолжили в 2002 году. Вначале вернули пять куполов, как и было задумано Растрелли. Отреставрировали фасады, но на интерьерах процесс будто замер. К новому этапу готовились пять лет. Слишком мало свидетельств осталось о внутреннем убранстве, лишь пара тусклых фотографий, да акварель художника Гау.
Тяжелее всего пришлось мастерам Академии художеств, которые воссоздавали иконы.
Елена Кальницкая, генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф»: «Я даже помню, как на одном из совещаний, когда принимались фрагменты живописи, кто-то сказал, что у этих ангелов лица юных пионеров. Это происходит потому, что человеку трудно - надо перенестись на 200 лет назад, вписаться в удивительную культуру барокко».
Основная работа сегодня вовсе не в храме, а в реставрационных мастерских. Под искусными пальцами скульптора мягкий пластилин превращается в локоны, на щеках ангела появляются ямочки. Изображение отливают в гипсе, а затем столяры вырезают его в дереве, они используют только липу - самый удобный для золочения материал.
Золотых дел мастерицы уверены - много блеска не бывает. По окончанию работ, на стенах храма почти не будет свободного места - сплошь живопись и резьба. Церковь вся заиграет сусальным золотом, зеркальными и матовыми гранями.
«Сочетание с матовым - это просто, если полностью будет блестеть, то непонятен будет сам рисунок. А матовое золото оно оттеняет, и игра идет золота, очень красиво», - отметила Ольга Котлярова, бригадир позолотчиков.
Реставраторы уже приступили к созданию Царских врат, традиционно это последний этап. За зиму останется только закрепить тысячи золоченых фрагментов - наличники, капители и установить иконы. Но для Петергофа в мае закончится не просто реставрация церкви, а целая эпоха. Это завершающий мажорный аккорд. Залечены боевые раны 65-летней давности. Большой Петергофский дворец полностью восстановлен.
| |