|
Обстановка в Ливии близка к гуманитарной катастрофе. Не хватает продовольствия, нет воды, бензина и электричества. Триполи усеян телами погибших и разграблен мародерами. Сможет ли новая власть навести порядок в стране и остановить кровавое насилие?
Вход в один из многочисленных бункеров Муамара Каддафи, куда не заходил никто, кроме его семьи и охраны. Возможно, именно здесь Каддафи пережидал атаки, и, возможно, именно отсюда он ушел. Но куда именно - до сих пор никто не знает.
Ливийские повстанцы не прекращают ликовать. Они не просто вошли в Триполи, они заняли некогда неприступную резиденцию Каддафи - целый укрепрайон с боевыми частями армии и личной охраной полковника. Тела убитых наемников - муртазаков - так и лежат вокруг резиденции.
Теперь с утра до вечера сюда ходят на экскурсию, приводят детей, фотографируются, расписывают стены. Вот написано: «Аллах Акбар. Мы из Миссураты». 42 года сюда никто не мог попасть, 42 года, а теперь, пожалуйста. Потому что у всех равные права, все равны. Кто-то даже оставил надпись на русском:" -Не забудем, не простим!".
Вот вилла, которая тоже принадлежала семье полковника. Здесь жил один из его сыновей. Роскошные интерьеры - мрамор и золото. Мародеры выносят все. Между тем, бои в южных кварталах Триполи идут до сих пор. Остатки армии Каддафи пытаются отбить аэропорт. Даже в тех районах, где, казалось бы, прочно обосновались повстанцы, вспыхивают очаги яростного сопротивления. У гостиницы «Коринтия» бой завязался прямо на глазах журналистов, которые живут здесь.Люди бежали, падали на пол. Пули от мраморных плит могли срикошетить. Полчаса непрекращающегося огня - и снайперы уничтожены.
Больницы Триполи переполнены. Раненых привозят каждые 10-15 минут. Почти у всех пулевые ранения. У одного из привезенных пуля застряла прямо в легком, предстоит операция. А в другом госпитале, в районе которого до последнего оборонялись силы Каддафи, обнаружили сразу 200 тел.
Украинские врачи, работавшие в городке Авиасабо, в ста километрах от Триполи, говорят, что несколько месяцев работали едва ли не круглосуточно. За это время им пришлось пережить столько, что на всю жизнь хватит.
«Привозили очень много, бывало за дежурство 70-80 человек», - вспоминает медик.
Они уезжают на пароме, но надеются вернуться, когда ситуация стабилизируется. Так же, как и часть российских дипломатов, которых тоже эвакуирует Красный крест.
В самом Триполи из-за Рамадана магазины открываются только к вечеру. Но и в работающих лавках мало что можно купить. Сказывается блокада столицы. Продуктов катастрофически не хватает, топлива тоже - и это в нефтяной стране.
Между тем, в Триполи уже переезжает новое правительство. Министр юстиции с удовольствием дает интервью, опровергая слухи о том, что бойцы оппозиции издеваются над пленными солдатами Каддафи, и утверждает, что новые власти выпустили на свободу больше 30 тысяч политзаключенных.
«Да, найти Каддафи - это важно, но не самое главное, -говорит министр. - Главное - это обеспечить сейчас безопасность всех граждан, обеспечить правопорядок. и тут нам не нужна никакая иностранная помощь и вмешательство. Мы все это можем и будет делать сами».
На этой неделе полковник неожиданно появился в радиоэфире с посланием к жителям Сирта, его родного города. Но где записано это обращение? Местонахождение Каддафи неизвестно. Говорили, что, возможно, он уже пересек границу и находится в Алжире.
Без альянса вряд ли повстанцы сейчас праздновали бы победу. Они плохо организованы, плохо вооружены. Теперь в качестве благодарности европейцы, американцы, а вместе с ними Катар, могут рассчитывать на нефтяные контракты. Их уже пообещало новое правительство. Тем более, что замороженные ливийские счета уже разблокированы. И миллиарды долларов переходят к повстанцам. В ответ от них требуют обеспечить порядок и бороться с экстремизмом.
Но уже видны следы и мирной жизни. Гражданский самолет, севший прямо на шоссе среди пустыни, после дозаправки взлетает и берет курс на Бенгази. В стране, где воздушное пространство вот уже полгода закрыто, полеты, кажется, снова возобновляются.
Понятно, что в этой войне очень много неправды, которую распространяют обе страны. И продолжаться конфликт будет еще долго, несмотря на то, что Переходный национальный совет уже празднует победу. И игрушки у ливийских детей стали совсем другие.
| |