|
Правительство наконец приступило к налоговой реформе нефтяной отрасли. С 1 октября вырастет пошлина на экспорт нефтепродуктов, для нефти она должна быть снижена. А с 2015 г. вывоз мазута и нефти будет облагаться одинаковой ставкой. Компаниям придется модернизировать НПЗ, иначе отрасль может терять до $6 млрд в год
Представьте мне сегодня проект распоряжения правительства [о новых пошлинах]«, - поручил премьер Владимир Путин своему заму Игорю Сечину в пятницу (цитата по "Интерфаксу").
Тот выполнил работу в срок. В тот же день Путин подписал постановление, которое вводит с 1 октября единую пошлину для темных и светлых нефтепродуктов - 66% от нефтяной, для бензина - 90%. Сейчас ставка для темных нефтепродуктов - 46,7%, для светлых - 67%, для бензина - те же 90%. Вторая половина реформы пока не готова - снижение коэффициента в формуле нефтяной пошлины с 65 до 60%. Постановление будет скоро подписано, обещает пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. Нужны поправки в закон о таможенном тарифе, говорит сотрудник Минэкономразвития, если их не успеют принять, формулу можно будет поменять отдельным постановлением правительства. Вводя новые пошлины, государство снижает уровень субсидирования переработки нефти в мазут, отмечает руководитель международной налоговой практики E&Y для нефтегазового сектора Алексей Кондрашов: сейчас из-за разницы в пошлинах на нефть и темные нефтепродукты государство теряет $100-200 на 1 т переработанной нефти (в зависимости от цены). Существующая система тормозит и модернизацию НПЗ, согласен аналитик Банка Москвы Денис Борисов: в корзине нефтепродуктов доля светлых - лишь около 70%. По данным Росстата, в 2010 г. было вывезено 132,2 млн т нефтепродуктов, из них 72 млн - мазут. Новые ставки могут принести убытки бюджету - до 40 млрд руб., хотя можно и выйти в ноль, подсчитывали в Минфине. Сечин обещает, что потерь не будет. Новая система позволит за 3-5 лет увеличить добычу прежде всего на старых месторождениях примерно на 15-25 млн т в год, говорит Кондрашов, на 20 млн т может увеличиться экспорт нефти вместо мазута, это компенсирует потери. По расчетам Борисова, экспорт нефти может увеличиться на 30-40 млн т в год, еще больше наращивать его объемы невыгодно: продажа светлых нефтепродуктов в России приносит больший доход, чем экспорт нефти. Для проектов по нефтепереработке новая система обернется убытками в $5 млрд, в первую очередь для мини-НПЗ, говорит Борисов. Но в целом для нефтяной отрасли она выгодна, продолжает он: зарабатывают почти все крупные НК (см. таблицу), теряют "Башнефть" и ТАИФ-НК. Потери "Башнефти" за четыре года - 15-16 млрд руб., ТАИФ-НК - 37 млрд, сказал чиновник, участвующий в совещаниях. Убытки государство обещало компенсировать временными льготами по НДПИ, причем за ТАИФ-НК, у которой нет добычи, их получит "Татнефть" (см. также статью на стр. 08), рассказывали чиновники. Впрочем, система "60-66-90" - лишь первый шаг в реформе. По постановлению правительства пошлина на экспорт темных нефтепродуктов с 2015 г. должна выравняться с нефтяной (мера была предусмотрена протоколом совещания в Киришах 8 июля). Будет ли при этом снижена пошлина на экспорт нефти, Песков и чиновник Минэкономразвития не знают, вопрос пока прорабатывается. Ее нужно снижать, уверен Кондрашов. Минэнерго в проекте реформы налогообложения нефтяной отрасли предлагает снизить пошлину на экспорт нефти, а на новых месторождениях заменить НДПИ налогом на сверхдоход. "Выравнивание пошлин с 2015 г. демонстрирует желание государства перестать спонсировать производство темных нефтепродуктов, - говорит Кондрашов. - Но сокращение разницы между пошлиной на нефть и нефтепродукты должно быть постепенным, нужно просчитать каждый шаг, чтобы операционные потоки НПЗ не стали отрицательными". Если не изменится корзина нефтепродуктов, а также объемы экспорта нефти и топлива, отрасль будет дополнительно терять из-за выравнивания пошлин с 2015 г. по $6 млрд в год, подсчитал Борисов, в том числе и крупные компании. Даже если они увеличат экспорт нефти на 30-40 млн т, потери все равно будут высоки - около $4,8 млрд, продолжает он, в такой ситуации единственным выходом останется модернизация производства, например крекинг мазута в светлые нефтепродукты.
| |