|
В Музее изобразительных искусств имени Пушкина готовится выставка Сальвадора Дали. Экспозиция состоит из 25 работ художника, в которых отражены все периоды его творчества. Это будет первая персональная выставка в России одного из величайших сюрреалистов.
Художник Борис Мессерер просит сотрудников Музея имени Пушкина сделать Белый зал черным, «искривить» стены, а на балюстраде расставить бутафорские яйца в метр высотой - как на крыше Театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе. Работы великого мастера должны чувствовать себя как дома. «Мы сейчас только расставляем вещи. Может быть, потолок будет открыт совсем, а зал будет залит светом», - рассказал он.
«Автопортрет с рафаэлевской шеей» 17-летнего Сальвадора Дали москвичи до этого видели разве что на обложке его биографии. Ни одна из живописных работ знаменитого испанца никогда ранее не «приезжала» в Москву. Графику столичные музеи, в том числе, Пушкинский, показывали, но не в таком объеме, как сейчас - 90 листов. «Дали - его главные шедевры - очень трудно заполучить, на выставку. Выставки проходят по всему миру, и некоторые музеи просто отказываются выдавать картины таких крупных художников из-за боязней каких-то повреждений», - рассказал Борис Мессерер.
Экспонаты неохотно «одалживают» еще и потому, что многие из них трудно вывезти. Многометровые фрески и инсталляции в буквальном смысле вросли в стены Музея в Фигерасе: это и дом, и мастерская, и место погребения великого мастера. И все-таки Музею имени Пушкина удалось заполучить сразу 25 полотен - возможно, не самых известных, но не менее ценных в художественном отношении. Так, по утверждению куратора выставки Алексея Петухова, изучать эскиз картины «Галлюциногенный тореро» гораздо интереснее оригинала. «На фоне серых Венер Милосских, уходящих вдаль, проявляется лицо, обозначенное телесным цветом. На большой картине это не так, этот шифр спрятан, а тут Дали его проявляет как будто специально для нас.
В двух десятках работ - все периоды творчества Сальвадора Дали: юношеский импрессионизм, сюрреалистические поиски и поздние эксперименты с традиционной живописью - с "цитатами" из Микеланджело и Веласкеса. Лучше всего это видно на портрете легендарной Гала - супруги мастера Елены Дьяконовой. Это миниатюра в духе малых голландцев с разрушенной башней в стиле Иеронима Босха. И такое узнаваемое, как говорят исследователи, "далианское" пространство - наперекор законам гравитации. "На плече своей музы - возлюбленной Гала - он располагает два бараньих ребрышка, которые начинают балансировать, создавая такую сюрреалистическую атмосферу", - пояснил куратор выставки Алексей Петухов.
Экспозиция, которая откроется 3 сентября, станет самой большой персональной выставкой Сальвадора Дали в России, которая просто "обречена" на аншлаг, а в сценографии знаменитого Бориса Мессерера и подавно.
После выставки Дома Dior сотрудникам музея понравилась идея делать главную лестницу частью выставочного пространства. Борис Мессерер пока не разрешает снимать свой замысел вблизи, так как все еще может измениться. Но если подглядеть сквозь открытую дверь, то можно увидеть свисающие с потолка манекены. В таких костюмах Сальвадор Дали появлялся на карнавале в Венеции и, кстати, создал их для коллекции Кристиана Диора.
| |