|
Уникальный фестиваль, посвященный несправедливо «репрессированным» и незаслуженно забытым фильмам советской эпохи, открывается в киноклубе на «Винзаводе». Смотр носит название «Полка. Освобожденное кино. Часть 1» и продлится до 20 сентября.
Фестиваль «вырос» из программы ММКФ "Социалистический авангардизм", которая с непременным успехом идет в рамках фестиваля уже четыре года. Перед показом каждого фильма на Московском международном кинофестивале куратор и составитель программы Евгений Марголит приглашал людей, причастных к его созданию. И порой живые непосредственные рассказы режиссера (оператора, монтажера) о реакции властей и коллег на произведение были интереснее самого фильма.
Тот же Евгений Марголит является программным директором «Полки» и одним из кураторов фестиваля, что по определению гарантирует тщательный отбор материала и индивидуальный подход к каждому фильму. Так, в основной программе первой части проекта представлены 19 художественных фильмов, среди которых «Гвоздь в сапоге» Михаила Калатозова, «Дохунда» Льва Кулешова, «Колыбельная» Дзиги Вертова, «Строгий юноша» Абраама Ромма (недавно показанный на ММКФ в рамках программы «Поколение "Ноль" выбирает»), «Бежин луг» Сергея Эйзенштейна, «Убийцы выходят на дорогу» Всеволода Пудовкина, «Славный малый» Бориса Барнета, «Непокоренные» Марка Донского, вторая часть «Ивана Грозного» Сергея Эйзенштейна.
Напомним, что еще в 1986 году при Союзе кинематографистов СССР была создана постоянно действующая Конфликтная комиссия по творческим вопросам, председателем которой был выбран известный кинокритик Андрей Плахов. Главная задача Конфликтной комиссии заключалась в рассмотрении и обсуждении «персональных дел» так называемых полочных фильмов и решении их последующей судьбы, в том числе возможный выпуск в прокат. За четыре года существования комиссии она легализовала и реабилитировала 250 картин. Понятное дело, что на фестивале будет представлена малая их часть - лишь самые заметные из всех фильмов, пострадавших от советской цензуры.
О каждом из представленных в программе фильмов можно рассказать много чего интересного: за запретами стоят искалеченные жизни и карьеры, а до истинных причин порой варварского перемонтажа не смог бы додуматься даже Кафка. Но об этом - о допущенных идеологических ошибках, о «несоответствии эстетическим канонам соцреализма» или «официальному представлению о морали» - перед каждым показом будут подробно рассказывать кураторы и историки кино: Евгений Марголит, Александр Дерябин, Ирина Гращенкова и Наум Клейман.
Небезынтересной будет и анимационная программа фестиваля, в которой представлены такие спорные с точки зрения советских властей работы, как «Били! Бьем! Будем Бить!» (1941), «Скорая помощь» (1949), «Дядя Степа» (1939) и культовая в узких кругах «Межпланетная революция» (1924), о которой Михаил Трофименков отозвался так: «Черт знает что такое, эта экспрессионистическая галлюцинация с голожопыми буржуинами-вампирами со свастиками во лбу, пожирателями крови, лягушек и денег». Каждый фильм этой программы будет представлять историк анимации Георгий Бородин.
Помимо, собственно, показов, в рамках фестиваля на Винзаводе будет проходить много увлекательных мероприятий, каждое из которых претендует на звание отдельного культурного события: презентация культурологического проекта Андрея Шемякина «Запретить значит разрешить: парадоксы советской киноцензуры» (надеемся, со слайдами), круглые столы по разным, необязательно относящимся к кино вопросам, читки неосуществленных киносценариев.
Историкам моды и просто любопытствующим хипстерам рекомендуем посетить лекцию по истории советского белья, которую прочтет художник-авангардист Александр Петлюра. Он же займется своего рода перформансом, воссоздав быт настоящего советского дворика (мужики в майках с пакетом пива играют в домино, домохозяйки развешивают белье, дети гоняют мяч) в зеленом ангаре «Винзавода».
| |