|
Сегодня в Венеции открывается 68-й Международный кинофестиваль. Связанными с ним ожиданиями делится АНДРЕЙ ПЛАХОВ.
В первый же вечер, то есть сегодня, билет на открытие Mostra del Cinema (официальное итальянское название фестиваля) даст возможность увидеть два фильма, которые расширят ваше представление о современном киноискусстве. Первый называется «Мартовские иды» и снят Джорджем Клуни - удивительным человеком, которого долго считали за хорошего, но в общем-то обыкновенного сериального артиста, а он обернулся не только мегазвездой, но умницей и отличным режиссером, умеющим не опошлить левые убеждения политкорректностью. В новой картине речь в очередной раз идет о конфликте американского идеализма с американским же цинизмом и о том, как они удивительным образом уживаются в драматургии президентских выборов страны номер один.
Второй фильм открытия, который покажут в тот же вечер, называется «Да здравствуют антиподы!». Его автор - Виктор Косаковский, чьи работы давно завоевали фестивальные экраны и профессиональное признание, однако, к сожалению, все же не вырвались из гетто креативного документального кино. Один из фильмов Косаковского назывался «Среда» и рассказывал о самом счастливом дне в его жизни, когда будущий режиссер - это было 19 июля 1961 года - появился на свет. Другими героями были другие счастливцы, которых угораздило родиться в этот же день.
Сегодня недавно встретивший 50-летие Косаковский покажет в Венеции свой новый фильм, съемки которого проходили в точках-антиподах, нанизанных на сквозную земную ось,-- в Иркутской области, на мысе Горн, в Испании, в Шанхае, в Новой Зеландии... Эта идея пришла Косаковскому в голову, когда он оказался в Аргентине и ясно ощутил притяжение другого края земли (отсюда испанское название оригинала - «?Vivan las antipodas!»). Фильм наполнен удивительно слаженными рифмами: например, морщинистая кожа слона в Ботсване и запекшаяся лава вулкана на Гавайях. Общая идея мироздания просматривается и в истории, и в географии, и в арифметике - во всех способах эмпирического познания мира.
Космизм Косаковского - скорее исключение. Венецианский фестиваль не претендует на глобализм Каннского: на нем не будет космогонии Терренса Малика и Ларса фон Триера. Даже конец света в фильме Абеля Феррары «Последний день на земле» пройдет, судя по всему, без каннской нервозности. Зато нешуточные страсти вполне может возбудить Стив Маккуин с фильмом «Стыд». Режиссерский дебют известного художника под названием «Голод» стал манифестом нового кинематографа на стыке с современным визуальным искусством. Игравший в той картине Майкл Фассбендер занят и в «Стыде». Несмотря на присутствие Джорджа Клуни, именно этот артист с фамилией, всего на букву отличную от Фассбиндера, имеет шанс стать главной звездой фестиваля. Помимо «Стыда», он участвует в другом громком фильме на тему контроля над сексуальностью - в «Опасном методе» Дэвида Кроненберга. Речь идет о методе Фрейда: венского доктора сыграл Вигго Мортенсен, Фассбендеру достался образ Юнга, а Сабину Шпильрейн (русская еврейка, которая была сначала пациенткой, потом интимной подругой и идейной соратницей отцов психоанализа, а погибла в Ростове-на-Дону от фашистской пули) приукрасили до гламурного уровня Киры Найтли.
В венецианском конкурсе еще несколько фильмов, которые можно причислить к потенциальным фаворитам или во всяком случае к громким премьерам. Это «Терраферма» итальянца Эмануэле Криалезе о несчастных итальянских островах, вынужденных принимать на себя удар массовой иммиграции с юга. Это и «Альпы» грека Йоргоса Лантимоса - социальная сатира с элементами фантастики: про компанию, которая за деньги заменяет клиентам их умерших родственников. Наконец, «Резня» Романа Полански - про драку двух подростков и ее последствия для их родителей, которых играет звездный квартет в составе Кейт Уинслет, Кристофа Вальца, Джоди Фостер и Джона Си Райлли. Полански уже имеет высшие награды Каннского и Берлинского фестивалей, но в его коллекции ощутимо не хватает венецианского «Золотого льва».
Список фаворитов конкурса вполне могут пополнить французы. Культовый и загадочный Филипп Гаррель привез в Венецию «То лето страсти» с Моникой Беллуччи и Луи Гаррелем. Марджан Сатрапи и Венсан Паронно (авторы «Персеполиса») - свой новый опыт в жанре автобиографической анимации (фильм называется «Цыпленок со сливами»). Не стоит, хотя бы из-за названия, сбрасывать со счетов «Темную лошадку» Тодда Солондза: как всегда, кино этого режиссера повествует о типично американских фрустрациях.
Масса интересного за пределами конкурса. Назовем хотя бы вторую попытку Мадонны выступить в роли режиссера (фильм «МЫ. Верим в любовь» - о любви короля Эдуарда VIII и Уоллис Симпсон). Или «Саломею» в постановке Аля Пачино - опыт изучения знаменитым артистом мира Оскара Уайльда. Будут фильмы на актуальные темы дня - «Тахрир 2011» (о египетской революции) и «Дезинтеграция» (о радикальном исламе). Будут многочасовые экспериментальные работы («Столетие родов» филиппинца Лава Диаса) и киноинсталляции («Благовещение» финской художницы Эйи Лиисы Ахтилы, входящей в большое жюри).
Венеция за последние годы шире, чем другие крупные фестивали, раскрыла двери перед российским кино. Помимо «Антиподов», в Венецию поедут еще четыре картины. А российские артисты Константин Хабенский и Светлана Ходченкова - наряду с британским созвездием (Гэри Олдман, Колин Ферт и Джон Херт) - заняты в одной из самых громких фестивальных премьер - конкурсной ленте «Шпион, выйди вон!» Томаса Альфредсона по роману Ле Карре о поисках советского агента. Именно она возглавляет в рейтинге Reuters топ-десятку самых ожидаемых событий фестиваля.
Седьмое место занимает в этом рейтинге «Фауст» Александра Сокурова. Этот фильм завершает «тетралогию власти», которая включает в себя такие признанные шедевры, как «Молох», «Телец» и «Солнце». Судя по всему, картина, которую ждали еще в Берлине и Канне, удивит и знатоков «Фауста», и поклонников Сокурова смелыми неконвенциональными решениями фаустовской темы.
| |