|
Российские компании готовятся потерять миллиарды долларов в рамках старых соглашений в новой Ливии, особенно в секторе вооружений, после того как Россия отказалась встать на сторону повстанцев в их битве с ее старым союзником Муаммаром Каддафи.
Кремль отказался присоединиться к западным державам в праздновании быстрого прихода повстанцев в Триполи при поддержке НАТО и не выказал никаких признаков признания Переходного национального совета (ПНС) в качестве легитимной власти в стране.
Но подобная осторожность - традиционный отличительный признак российской внешней политики - может оказаться губительной для России в условиях нового ливийского порядка, где хорошо помнят, кто был их другом во времена жестокой войны.
«Те, кто рисковал своей репутацией, деньгами и вооруженными силами, активно поддерживая оппозицию, могут рассчитывать на получение всего в первую очередь», - заявил AFP главный редактор издания «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. «Мы не можем надеяться на их (повстанцев) добрую волю». - добавил он.
Председатель Переходного национального совета Мустафа Абдель Джалил (Mustafa Abdel Jalil) обещал, что будет благоприятствовать и оказывать предпочтение тем странам, которые помогали повстанцам, заявив: «Мы будем работать с ними в соответствии с той поддержкой, которую они предоставляли нам».
Москва воздержалась при голосовании в Совете Безопасности ООН по вопросу об установлении режима бесполетной зоны над Ливией, но затем в последующие шесть месяцев надменно критиковала партнеров за то, что те в своих действиях выходят за рамки мандата ООН.
Россия взращивала связи с Каддафи еще с советских времен и присоединилась к международному наплыву в страну в желании разрабатывать ее энергетические запасы, когда он (Каддафи) неожиданно отказался от оружия массового поражения в 2003 году.
Стратегия России включала в себя тогда массовые продажи оружия, за которые Каддафи мог заплатить посредством контрактов на разработку месторождений энергоресурсов и на строительство железнодорожной ветки между Триполи и ставшим столицей мятежников городом Бенгази.
Участвовавшие в проекте компании заявили AFP, что все эти контракты сейчас заморожены. И в то время как железнодорожный контракт еще выглядит реалистичным, Россию ждут трудные времена в представлении себя как надежного партнера в области энергетики, да и договоренности в военной области также не выглядят восстановимыми.
«Мы сможем разрешить вопросы с газовыми контрактами, когда появится действующее правительство, и прекратятся сражения», - заявил аналитик Института стратегических оценок Александр Коновалов.
«Но в том, что касается контрактов на поставки вооружения, там дела действительно плохи», - добавил аналитик. «Мы простили Каддафи миллиарды долларов долга в надежде, что он будет закупать больше оружия».
По подсчетам российских генералов, Россия потеряла примерно 4 миллиарда долларов от прихода к власти повстанцев, благодаря чему оказались в подвешенном состоянии контракты на поставку вооружений из России - мятежники, как ожидается, будут удовлетворять свою нужду в вооружениях за счет оборудования и поддержки НАТО.
Ливия в 2010 году подписала новое соглашение в области вооружений на 1,8 миллиарда долларов, после того как была списана бОльшая часть ее старых долгов. Ожидалось, что она станет первым покупателем новых российских истребителей Су-35 в рамках другого контракта на 800 миллионов долларов.
«Мы утрачиваем эти перспективы», - говорит аналитик Института США и Канады Виктор Кременюк.
«Но в то же время мы не теряем деньги за то, что уже было поставлено», - добавляет он.
Компания «Российские железные дороги» заявила, что она вложила порядка 350 миллионов долларов в железнодорожный проект стоимостью 3,1 миллиарда долларов, который должен был быть завершен в 2013 году.
«Мы ожидаем, что работы по этому контракту будут возобновлены, когда в стране появится твердое руководство», - заявил AFP представитель «Российских железных дорог». Новое правительство, возможно, захочет, чтобы железная дорога между двумя прибрежными городами была возведена как можно быстрее.
Энергетический гигант Газпром имеет лицензии как на нефть, так и на природный газ, и находился в процессе приобретения прав на еще одно месторождение у итальянской Eni, когда разразилась война.
Западные компании, с которыми конкурирует Газпром, также имеют серьезные интересы в России и ранее были склонны поддерживать дружеские связи с Кремлем.
Что беспокоит некоторых инсайдеров энергетического сектора, так это то, что их контракты полностью зависели от прихоти свергнутого ливийского лидера.
«Их высокопоставленные руководители продолжали меняться, и все надо было решать с самим Каддафи», - заявил ежедневной деловой газете «Ведомости» неназванный российский руководитель нефтяной компании.
«Все российские компании так делали. Все выглядит так, словно все эти контракты, согласованные с Каддафи, будут аннулированы точно так же, как они были аннулированы в Ираке», - сказал он.
| |