|
Музей как химическая лаборатория. Взглянуть на знаменитую на весь мир омскую копию «Данаи» Рембрандта, по ней восстанавливали оригинал в Эрмитаже, полотна авангардистов Лентулова и Машкова сквозь призму химических процессов предлагает Омский музей изобразительных искусств. Красители, кислоты, бумага и холсты, объединенные замыслом художника и законами химии, рождают произведение искусства.
Каждая картина - это результат химических поисков, реакций. И эти реакции до сих пор в картинах происходят, потому что краски ведут себя по-разному от времени, от влажности, от света, меняются, и это нужно поддерживать.
Сохранить результаты химических поисков - задача реставраторов. Вот этот пейзаж поступил в Омский музей 40 лет назад из архива Загорска как работа неизвестного художника XVIII века. Полотно, краски которого еле проступали из-под потемневшего лака, поставили на учет во вспомогательный фонд.
Но уже при первых лабораторных исследованиях, когда удалось установить состав и строение грунта, на котором написана картина, однозначно было установлено, что это голландская живопись XVII века.
Результаты химических анализов и стилистическая экспертиза помогли открыть имя художника Мейндерта Хоббемы. Его произведения - гордость музеев Лондона и Амстердама и редкость в российских сокровищницах.
Обширный раздел омской экспозиции составили произведения керамики и стекла. Как посвящение 300-летию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. Именно он открыл секреты производства неорганических пигментов, глазурей и разработал технологию и рецептуру цветных стекол.
Каждая картина - это результат химических поисков, реакций. И эти реакции до сих пор в картинах происходят, потому что краски ведут себя по-разному от времени, от влажности, от света, меняются, и это нужно поддерживать.
Сохранить результаты химических поисков - задача реставраторов. Вот этот пейзаж поступил в Омский музей 40 лет назад из архива Загорска как работа неизвестного художника XVIII века. Полотно, краски которого еле проступали из-под потемневшего лака, поставили на учет во вспомогательный фонд.
Но уже при первых лабораторных исследованиях, когда удалось установить состав и строение грунта, на котором написана картина, однозначно было установлено, что это голландская живопись XVII века.
Результаты химических анализов и стилистическая экспертиза помогли открыть имя художника Мейндерта Хоббемы. Его произведения - гордость музеев Лондона и Амстердама и редкость в российских сокровищницах.
Обширный раздел омской экспозиции составили произведения керамики и стекла. Как посвящение 300-летию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. Именно он открыл секреты производства неорганических пигментов, глазурей и разработал технологию и рецептуру цветных стекол.
«Мы, конечно, вспоминаем Ломоносова, который создал школу русского стекла, получил огромную палитру красок в стекле, но и вспоминаем его товарища, с которым они учились в славяно-греко-римской школе, Дмитрия Виноградова. Он открыл русский рецепт фарфора и бился над созданием цветовой палитры, но уже в фарфоре На этой выставке можно изучать таблицу Менделеева. Ее опасные элементы, к примеру, радий или уран, придают стеклу и фарфору прекрасные оттенки. Но чтобы получить нужный краситель, художнику без химии не обойтись», - считает сотрудник Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля Иван Гольский.
| |