|
В I полугодии 2010 года количество жалоб населения на банки выросло более чем в 3,6 раз, заявил глава Роспотребнадзора РФ Геннадий Онищенко. Результатом этого стал рост числа внеплановых проверок банков - в январе-июне 2010 года их было проведено 276, в то время как за весь 2009 год их было всего 252. Как сообщает пресс-служба Роспотребнадзора, «если за весь 2009 год к административной ответственности было привлечено 326 лиц, признанных виновными в нарушении прав потребителей финансовых услуг, то в первом полугодии 2010 года - уже 299». В защиту потребителей за последние полгода ведомство подало 22 иска (в прошлом году их было всего 9), пока выиграно 2 (год назад - 3).
В свою очередь, в 2010 году Свердловский Роспотребнадзор зафиксировал 157 нарушений со стороны банков. Что характерно, мотивы и основания для обращений у пострадавших граждан претерпели изменения. Если раньше свердловчане жаловались преимущественно на почтовую рассылку кредитных карт, несогласие с суммой задолженности, то сегодня заемщики сообщают о злоупотреблении банков и коллекторских агентств, незаконном использовании персональных данных родственников при взыскании задолженности. Продолжают поступать жалобы на нарушения в ипотечном и потребительском кредитовании, обслуживании банковских карт. Так, банки взимают комиссии за открытие и ведение ссудного счета, за предоставление и досрочное погашение кредита и др. При ипотеке предоставляют кредит только при условии обязательного страхования жизни и здоровья заемщика, накладывают на кредитополучателей обязанности по оформлению соглашения на бесспорное списание средств для оплаты кредита со счетов других банков. Ряд организаций без согласования с клиентом увеличили ставки по кредитам, ввели дополнительные комиссии. Помимо этого, трендом 2010 года стало большое количество жалоб на взимание банками комиссий за пополнение вкладов. Так, весной 2010 года СКБ-банк ввел 7-процентную комиссию за пополнение вклада «Патриот», который кредитная организация активно продвигала во время кризиса. По мнению экспертов, рост числа жалоб со стороны граждан на банки, скорее всего, связан с ростом финансовой культуры граждан. Называть это результатом восстановления кредитования физлиц аналитики не рискуют - темпы роста потребительского кредитования на порядок отстают от темпов роста числа жалоб на банки. Кроме того, за последние три года подавляющее большинство финансовых учреждений пересмотрело свою политику в этом плане, отказавшись от скрытых комиссий и других способов увеличить свою маржу. Не исключено, что рост жалоб стал следствием финансовых проблем части заемщиков - несмотря на объявленное властями окончание кризиса в России, доходы значительной части населения страны пока не восстановились до докризисного уровня.
| |