|
Новосибирские учёные разработали специальные устройства для пассажирских автобусов. Едва водитель превысит скоростной режим, датчик ограничит подачу топлива.
Снижай скорость, чтобы не заглохнуть. Новосибирские ученые знают, как обуздать резвых водителей... Июль 2009. Громкая авария под райцентром Ордынское. Пассажирский автобус из Томска съехал с дороги и перевернулся. 8 человек погибли, еще 38 получили травмы. Август 2010. Микроавтобус с туристами на полной скорости влетел в КамАЗ. Четыре пассажира скончались на месте, трое доставлены в больницы. У этих дорожных катастроф одна причина: превышение скоростного режима. Чем настойчивее жмет на педаль газа водитель, тем быстрее растет список жертв ДТП. Этих страшных аварий могло и не быть, если бы пассажирские автобусы оснащали специальными устройствами. - Вот она, непосредственно сама, электронная начинка, считывает показания со спидометра и отправляет под капот в сам механический клапан. Здесь, говорят разработчики, как и все гениальное, просто. Прибор под капотом регулирует подачу топлива, электроника под рулем следит за стрелкой спидометра. Две сигнальные лампы водителю в укор. Денис Коваленко, заведующий лабораторией кафедры «Автомобили и тракторы» Новосибирского государственного университета: «Предупреждает о действии прибора - это зеленая. И красная, которая говорит о том, что режимы выходят за грани возможного. В результате чего происходит срабатывание клапана, прибор начинает работать - и начинается отсекание топлива». Едва водитель превысит скоростной режим, датчик ограничит подачу топлива. Если не отпустить педаль газа, машина заглохнет. Сбросить скорость - поедет дальше. В идеале, говорят ученые, такие ограничители могли бы обуздать резвые городские маршрутки. Безопасность пассажиров - главное предназначение разработки. Роман Конореев, доцент кафедры «Технология машиностроения» Новосибирского аграрного университета: «Как таковые, перевозчики сейчас в этом пока не заинтересованы. Я думаю, что должны быть заинтересованы население. Те, кто пользуется этой сферой услуг». Пока же такими устройствами сегодня оснащают лишь школьные автобусы. Быстрее 60 километров в час эти машины уже не разогнать. Но зато они не числятся в аварийных сводках ГИБДД. Вычеркнуть из черных списков ДТП и пассажирские газели сейчас не позволяет ГОСТ. Андрей Молчанов, старший государственный инспектор Отдела технического надзора Управления ГИБДД по Новосибирской области: «Пока маршрутные такси такого ГОСТа у нас не существует. Они не имеют такого устройства: ну, это обыкновенное такси». Ограничители скорости, конечно, не панацея... На дороге многое зависит от водителя. Но народная мудрость «тише едешь - дальше будешь» известна всем. Сколько трагедий уже сегодня можно было бы избежать? - Вот, при нажатии на педаль машина не едет... Все. Скорость падает...
| |