|
«АиФ» отвечает на вопросы читателей.
Образование с учетом потребностей
Я слышала, что в этом году будет проще устроить в обычную среднюю школу ребенка-инвалида. Неужели государство начало о них заботиться? О. Кравчук, Киев
Украина ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, и в августе этого года в поддержку этого документа Кабмин прописал порядок организации инклюзивного образования - то есть обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Тем не менее, одним документом все их школьные проблемы не решены. Например, в постановлении указано, что таких детей будут учить в специальных инклюзивных классах с использованием личностно-ориентированных методов обучения. Однако, чтобы в средней школе функционировал такой класс, она должна быть переоборудована. В помещение должны без проблем попасть дети с проблемами опорно-двигательного аппарата, те, кто перемещается на колясках, а также ребята с проблемным зрением. То есть, как минимум придется переоборудовать лестницы и поставить лифт. Также Кабмин требует, чтобы в школе были кабинеты: учителя-дефектолога, психологической разгрузки, логопедический. Соответственно, должны работать специально подготовленные кадры, и они должны быть обеспечены нужной литературой и т. п. По приблизительным оценкам, такое переоборудование обходится школе в 1 млн грн.
Правительство прописывает, что средства должен выделять собственник школы - то есть местный орган власти. Деньги он выдаст после того, как директор школы заявит о необходимости создания класса для инклюзивного обучения, если на то есть запросы у местного населения. Так что, родителям не придется стоять в стороне, их участие в обучении будет самым важным - об этих особых образовательных запросах директору школу необходимо заявить.
Однако следует заранее подготовиться к ограничениям. Дело в том, что всех желающих школа с инклюзивными классами не примет. В каждом из них должно учиться не больше 20 детей. Среди них только 1-2 ребенка могут быть с одной из следующих проблем: умственной отсталостью, проблемами опорно-двигательного аппарата, сниженным зрением или слухом, проблемой психического развития. Примут также не более двух слепых или глухих, детей с тяжелым расстройством речи, со сложными пороками развития или тех, которые передвигаются на колясках.
Оклады отправили на повышение
С 1 сентября учителям обещали повысить зарплату. Ждать ли прибавки? Е. Левченко, Днепропетровск
Кабмин установил с 1 сентября этого года надбавку в размере 20% должностного оклада (ставки зарплаты). Особенность документа в том, что на надбавку в соответствии с ним может рассчитывать широкий круг педработников в до-школьных, внешкольных, общеобразовательных, профессионально-технических учебных заведениях, в вузах I-II уровня аккредитации и других учреждений и заведений вне зависимости от их подчинения. Раньше на надбавку, в соответствии с постановлением правительства от 5 октября 2009 г., могли претендовать лишь работники учебных заведений, которые подчинялись только Минобразования, а сейчас не имеет значения, какое именно ведомство их курирует.
Надбавку будут начислять на весь объем учебной нагрузки, которую выполняет работник. Всего повышение окладов коснется 350 тыс. работников сферы образования, и из бюджета на это будет выделено 367,2 млн грн.
В Кабмине обещают и дальше повышать выплаты учителям, но зависеть это будет только от темпов развития экономики страны.
- Мы рассчитываем на то, что она (экономика - Ред.) будет развиваться быстрыми темпами, так будет расти и зарплата. Пустых обещаний я никогда не давал и давать сейчас не собираюсь, - заявил премьер-министр Николай Азаров. По данным Госкомстата, в этом году средняя зарплата работников сферы образования выросла с 1820 грн в январе до 2292 грн в июле.
По новому графику
Как изменится график учебы школьников из-за Евро-2012? Не будут ли сокращать каникулы и успеют ли они освоить всю программу? Н. Гальчук, Киев
В Минобразования объясняют, что серьезных изменений из-за футбольного чемпионата украинские школьники не почувствуют. Совершенно нечего опасаться ученикам 1-8, а также 10-х классов. Отличие будет лишь в том, что учебные экскурсии и практику им организуют на протяжении учебного года. Сократится же срок обучения у учеников 9-х и 11-х классов - они завершат год 14 и 30 мая соответственно. Ученики этих классов пройдут государственную итоговую аттестацию: девятиклассники с 15 по 30 мая, а одиннадцати-классники - с 4 по 11 мая. Документы об общем среднем образовании выпускники 9-х классов получат 31мая - 1 июня, а 11-х классов - 12-13 мая.
В связи с более ранним окончанием учебного года несколько сместится и график проведения Внешнего независимого оценивания, его проведут немного раньше - с 14 мая по 7 июня. Вступительную кампанию обещают начать 2 июля 2012 года.
Чиновники уверяют, что выпускники получат весь необходимый объем знаний и успеют усвоить программу, и о сокращении каникул речь пока не идет.
С новшествами не спешат
Читал, что в этом году первоклассников уже будут учить иностранному языку. Не слишком ли спешат с таким обучением? Н. Гомон, Киев
В Минобразования действительно будут менять программу обучения в младшей школе, но не в этом, а в следующем учебном году. Там говорят, что обновить программу решили после того, как оценили достижения младших школьников. В итоге с 1 сентября 2012 года ученики первых классов всех общеобразовательных школ будут изучать иностранный язык. Кроме того, в 2-4 классах по два часа в неделю ребятам будут преподавать «Природоведение». Для учеников этих классов введут учебный курс по ознакомлению с информационно-коммуникационными технологиями. То есть еще два часа в неделю школьников будут знакомить с компьютерной грамотой.
В министерстве утверждают, что, разрабатывая новый вариант учебной программы, учитывали не только отечественный, но и зарубежный опыт. КСТАТИ Для учеников 11-х классов с философским, историческим и правовым уклоном введут новый предмет. Один учебный час в неделю ребята будут изучать «Психологию». Именно эта специальность сейчас популярна среди абитуриентов. В рамках курса школьников обещают познакомить с психологией личности, а также с теми нюансами, которые позволят им лучше разобраться в выборе профессии, изучить основы делового общения.
| |