|
Самарский спортсмен Тагир Хайбулаев завоевал на недавнем чемпионате мира по дзюдо, прошедшем в Париже золотую медаль. В эксклюзивном интервью корреспонденту РегионСамара.ru он рассказал, каким образом ему удалось это сделать всего за две минуты, почему в интернете его называют жителем Санкт-Петербурга, и поделился своим желанием перекинуть Путина через плечо.
- Тагир, расскажите, с чего у вас началось увлечение спортом?
- Я начал заниматься спортом еще в Дагестане. Началось все с вольной борьбы, где-то лет в 6. Там этим занимаются все дети, чуть только они подрастут. Вольная борьба в Дагестане - это культ, спорт номер один.
- И нет никакой альтернативы?
- Сейчас уже появилась - развивается дзюдо, разные виды карате, бокс. В основном единоборства, но с приходом в «Анжи» Сулеймана Керимова, футбол тоже должен начать развиваться.
- Как произошел ваш переход из вольной борьбы в дзюдо?
- Дзюдо я занялся благодаря отцу. В свое время он приехал на учебу в Самару. Чуть позже он перевез нас с матерью и сестрами. В 95 году он привел меня на стадион «Динамо» в секцию дзюдо. Сначала моим тренером был Архипов Вячеслав Викторович. Где-то с 2000 года я перешел к Николаю Федоровичу Петрову.
- Почему не более привычная вольная борьба?
- Она в Самаре плохо развита, плюса секция по дзюдо находилась рядом с домом. А вообще, мне было все равно. Я был молодой, и для меня главное было бороться, а как именно - неважно. Втянулся я быстро.
- Когда пришли первые успехи?
- Практически сразу, на первых детских соревнованиях, которые проводились каждую неделю. Это было первенство ДЮСШ-14. Там я до сих пор работаю спортсменом-инструктором.
- Неужели у вас совсем не было здесь конкурентов?
- Конечно, были. Многих из них я помню до сих пор, особенно тех, кому сначала проигрывал. Но я всегда брал у них реванш.
- Как получилось, что вы выступаете одновременно за Санкт-Петербург и Самару?
- В Санкт-Петербурге я последние полгода выступаю за профессиональный клуб «Явара-Нева», который участвует в клубных чемпионатах Европы. Ее почетным президентом является Владимир Владимирович Путин. В России это сейчас самый сильный клуб, 7-кратный обладатель клубного Кубка Европы. Столько побед нет ни у кого.
- Как вы оказались в этом клубе?
- Мне предложили туда перейти после победы на чемпионате Европы 2009 года. Выступать за этот клуб очень почетно, потому что за его имя борются сильнейшие дзюдоисты России. Любой парень мечтает выступать за «Явара-Нева». В Европе практически единственный его конкурент - немецкий «Абенсберг», у которого пять побед в клубном Кубке.
- Т.е. жить вы продолжаете в Самаре?
- Да. Первым зачетом у меня всегда идет Самара, а потом уже Санкт-Петербург.
- В одном из интервью, причиной выступления за Санкт-Петербург вы назвали, что здесь нет спарринг-партнеров. В Самаре с ними действительно дефицит?
- Да, спортсмены взрослеют, если не попадают в сборную России, и теряют мотивацию. Если бы им хотя бы платили зарплату, может быть, и не было такого. А так они находят себе работу, поступают в институты и забрасывают дзюдо.
- В финале показалось, что вы достаточно легко победили своего соперника из Казахстана Максима Ракова, между прочим чемпиона мира 2009 года.
- Для зрителей эта победа действительно могла показаться легкой, но на самом деле во время схватки было большое напряжение. Для меня это был принципиальный соперник. До этого я ему проигрывал три раза, один из которых произошел на том самом чемпионате мира 2009 года в Роттердаме. Поэтому в этот раз я настраивался на все пять минут, но так получилось, что спустя всего 2 минуты он пропустил мой бросок.
- В чем была его ошибка?
- Это как в боксе - соперник открылся, а ты ударил. Тут произошло то же самое. Он открылся и я почувствовал, что для броска сейчас самое время. Это был фантастический день, у меня получалось все. Раков даже растерялся после схватки. Он подошел ко мне заулыбался и сказал «Я так еще не падал» (смеется). Это была моя вторая победа над ним. До этого счет в наших личных встречах был 3:1 в пользу Ракова. Теперь 3:2. Таких соперников, как он в мире немного - 3-4.
- Теперь-то вы тоже входите в их число.
- Мне так нельзя думать. Это расслабляет. Надо всегда сохранять концентрацию. А если будешь думать, что ты сильный и все к тебе само придет, это может плохо закончится.
- В 2009 году вы выиграли чемпионат Европы в Париже. До «золота» чемпионата мира это была ваша самая значимая победа?
- Конечно. У любого спортсмена есть три самых важных турнира в жизни - чемпионат Европы, чемпионат мира и Олимпийские игры. Поэтому та победа в 2009 году была для меня фантастическим результатом. Тогда я не мог поверить даже в то, что я попал туда, а сейчас уже видите как, чемпионат мира выиграл.
- Значит следующий шаг - Олимпийские игры.
- Да, но загадывать ничего не хочу. Хочу просто хорошо подготовиться, потренироваться, чтобы ничто не отвлекало.
- Этой победой на Чемпионате мира вы, наверное, забронировали за собой место в олимпийской сборной.
- Так нельзя говорить - бывает всякое, но если дальше все пойдет, как сейчас, то все будет нормально.
- Царапину над левым глазом с чемпионата мира привезли?
- Да, от туда. Причем с первой схватки. Она получилась самой тяжелой, и царапина говорит об этом. Боролся с украинцем Вячеславом Денисовым. По иронии судьбы на прошлом чемпионате Европы первый поединок также был с ним. Он очень вязкий спортсмен, неудобный, нестандартный, отнимает очень много сил, хотя в атаке редко что-то создает сам. С ним передохнуть не получается. Эта схватка меня очень вымотала. Долго после нее восстанавливался - минут 30-40. Хорошо, что такой запас времени у меня был - вышел на следующую встречу уже продышавшись. Когда такой поединок происходит первым, с одной стороны ты устаешь, а с другой - открываются все твои поры, и ты становишься уже совсем размятым, готовым к следующим схваткам.
- В декабре 2009 года вы приняли участие в совместно тренировке с Владимиром Путиным. Какие впечатления остались от той встречи?
- Самые приятные, ведь один из руководителей государства уделяет внимание нашей сборной. Это уже была вторая подобная встреча. По-моему ему приятно находится с нами, тренироваться. Жаль, что не удалось с ним побороться - весовые категории разные. У него, наверное, килограмм 70. Но надеюсь, что в этом году такая встреча еще повторится и тогда может быть...
- Не постесняетесь его положить на лопатки?
- (смеется) Это дзюдо. Выходя на татами, все регалии уходят в сторону, будь ты президент или простой человек. В поединке главную роль играет техника и другие качества, но ни как не социальные различии. Путин это тоже понимает. Он в этом плане простой человек.
- Доводилось ли применять что-то из дзюдо вне татами?
- Разве что на сноуборде - это координация и умение группироваться во время падения.
- А в конфликтах?
- Нет, стараюсь их избегать. Всегда можно договориться.
- Но ведь слова не всегда действуют.
- Согласен, иногда приходится применять кардинальные меры, но обычно удается решить мирным путем.
- Не хотели бы попробовать себя в боях MMA (смешанные единоборства), которые стали в последнее время очень популярными? Туда в последнее время переходят многие известные каратисты и боксеры.
- Если бы я не реализовался в дзюдо, может быть и подумал бы об этом. Сейчас у меня такого желания нет. Дзюдо сейчас забирает все мои мысли.
- Какие ваши планы на ближайшее будущее?
- До 12 сентября у меня свободный график. Потом я отправляюсь в Сочи в тренировочный лагерь. Там у нас начнется подготовка к Чемпионату Европы 2012 года, который пройдет в Челябинске.
- Есть какое-то одно правило, которым вы руководствуетесь по жизни?
- Самое главное мое правило, которое я всегда и друзьям советую соблюдать - поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой. Это простая и может быть банальная фраза, но я на самом деле так считаю. Если следовать ей не будет и конфликтных ситуаций, про которые вы говорите.
| |