|
Руководители крупнейшей компании страны превратили популярный питерский клуб в дорогостоящую игрушку.
Нынешним летом «Зенит» вошел в пятерку самых активных игроков на европейском трансферном рынке, потратив на приобретение новичков 43 миллиона евро! По данным немецкого сайта transfermarkt.de, тщательно отслеживающего перемещения игроков и финансовых потоков в европейском футболе, по этому показателю лидер российского чемпионата уступил только купленному недавно богатыми арабскими шейхами «Манчестер Сити» и «Реалу» с «Барселоной». Даже «Челси» удалось переплюнуть.
Купим, кого хотим
После того как несколько лет назад полноправным хозяином питерского клуба стал Газпром, в «Зените» наступила долгожданная эра финансового благоденствия. Болельщики даже иронично окрестили новую политику ЭГМ - эффективный газпромовский менеджмент. Ведь вряд ли можно говорить об эффективности менеджмента, когда лучший нападающий клуба, собственный воспитанник Андрей Аршавин продается в «Арсенал» за 19,5 миллионов евро, а защитник Бруну Алвеш, которому в ноябре исполнится 29, покупается в «Порту» за 22. И это в момент финансового кризиса, когда цены и на футбольном рынке заметно упали и приблизились к реальным. За 4,5 миллиона был отдан «Штутгарту» форвард сборной России Павел Погребняк , а на его место в два с лишним раза дороже приобретен Александр Бухаров.
При этом не только Бухаров, но и Сергей Семак охотно сменили «Рубин», имевший гарантированное место в Лиге чемпионов, на «Зенит», которому только предстоит туда пробиваться. Вообще, «Зенит» на внутреннем трансферном рынке действует по принципу: «Вы покупаете, кого сможете, мы - кого хотим».
Руководство Газпрома не скрывает, что готово платить любые деньги за приглянувшегося игрока. Эту тенденцию уловил после нескольких месяцев работы в России нынешний главный тренер команды Лучано Спаллетти . Он на каждом брифинге не устает благодарить Миллера, купившего для «Зенита» дорогих футболистов. На каждом подписании нового контракта неплохо нажилась армия агентов и посредников, обслуживающих российский футбольный бизнес.
Столь же легко расстаются топ-менеджеры «Зенита» и Газпрома с деньгами и в других сферах, связанных с футболом и командой. Питерский клуб без сожаления выплатил почти 93 миллиона рублей никому не известной за пределами Санкт-Петербурга рекламной компании. Никто из футбольных менеджеров даже не пытался оспаривать решение арбитражного суда в вышестоящих инстанциях. А ведь этой суммы вполне достаточно для содержания хорошей футбольной школы или команды второго дивизиона. При этом никого не волнует, что финансовая «гонка вооружений» на футбольном рынке уже фактически «зачистила» средний класс российской премьер-лиги. Не под силу в Нальчике или Перми взять планку, поднятую «Зенитом».
На зависть всей Европе
В Европе все прекрасно осведомлены о футбольных нуворишах из Санкт-Петербурга. Нежданно-негаданно свалившиеся на «Зенит» шальные деньги дают дополнительную мотивацию его соперникам в еврокубках. Еще два года назад тогдашний главный тренер «Ювентуса» Клаудио Раньери говорил, что нельзя не уважать клуб, выложивший 30 миллионов евро за Данни. Футболисты «Осера», гостившие в Питере, постоянно подчеркивали: «На поле играют не деньги. Пусть у нас бюджет 32 миллиона, а у "Зенита" - больше ста, мы дадим бой». У румынской «Унири» бюджет и до десяти миллионов не дотягивает, но и эту команду питерцы обыграли со скрипом.
Только боссы Газпрома и не думают скрывать, что для них «Зенит» - это престижная игрушка, которой можно похвастаться и в Европе. Глава компании Алексей Миллер уже и о поставках газа в Белоруссию говорит, изъясняясь футбольными терминами. Его визит в магазин «Зенита» освещался так, будто приехал король футбола Пеле. Или королева Нидерландов в сопровождении Дика Адвоката.
Мечты сбываются
Безудержные траты уже вызывают раздражение у тех, кто болеет не только за «Зенит», но и за весь российский спорт. Председатель союза акционеров ОАО «Газпром» (эта организация представляет интересы около семи тысяч акционеров Газпрома, владеющих менее чем одним процентом акций) Алан Хасиев выступил с заявлением о необходимости проверки соответствия затрат компании на поддержку «Зенита». Только вряд ли это остановит тех, кто владеет остальными 99%. Они привыкли жить под девизом «Мечты сбываются». Как удачно пошутил резидент Comedy Club Семен Слепаков, «ведь это наш общий газ, а мечты сбываются только у вас».
| |