|
В субботу в Молодом театре спектаклем «Братья Карамазовы» люблинского театра Provisorium открылся новосозданный международный театральный фестиваль «Дом химер». Под своей крышей он приютил польскую программу несостоявшегося «Гогольfest» и «Украинский блок» из нескольких спектаклей и читок актуальной местной драмы. Комментирует ЮЛИЯ БЕНТЯ.
В Киеве несколько раз предпринимались попытки создать «настоящий международный театральный фестиваль». Каждый из них - начиная с «Березилля» Сергея Проскурни и заканчивая мультидисциплинарным «Гогольfest» Владислава Троицкого - неизменно становился ярким событием и выдерживал планку, но, увы, оказывался недолговечным предприятием по известным финансовым причинам.
Идею театрального марафона давно вынашивал и худрук Молодого театра Станислав Моисеев. В 2007 году он придумал фестиваль «Нова гра», посвященный проблемам актуальной современной драматургии. Замысел был одобрен всеми возможными инстанциями (то есть Минкультом и Главным управлением культуры Киевской горгосадминистрации), пообещавшими финансирование, но тут грянул кризис.
«Дом химер» Моисеев честно называет авантюрой. Фактически фестиваль был создан за месяц: польские партнеры обратились с предложением буквально в конце июля. Так быстро фестивали, конечно, не делаются, но здесь - особый случай. По сути, весь «польский блок» - самая сильная и обширная часть программы - достался «Дому химер» от «Гогольfest». Его финансирование также на 100% польское, так что новоявленный международный фестиваль пока больше напоминает дни Польши в Украине, точнее даже дни города Люблина в городе Киеве.
«Украинский блок» собирался из того лучшего, что было в наличии. Сюда вошли несколько читок из майской «Недели актуальной украинской пьесы» - «Смешанные чувства» Натальи Ворожбит и «Кольори» Павла Арье, камерный спектакль «Депо "Северное"» театра «Сузирья» (см. «Ъ» от 3 марта), за который Павел Юров почил «Киевскую пектораль» за лучший режиссерский дебют. А закрывать фестиваль 11 сентября будет «Пока мама не пришла» - прошлогодняя премьера Молодого театра (см. «Ъ» от 16 февраля 2010 года).
Открыл «Дом химер» спектакль «Братья Карамазовы» люблинского театра Provisorium, который польские критики назвали главным событием прошлого сезона. У этого спектакля очень примечательная механика (сценограф Ежи Рудзкий) - огромный деревянный короб, каждая из полупрозрачных створок которого открывается шаг за шагом, расположен на поворотном круге во всю сцену. Его вращение, разделяющее отдельные мизансцены, напоминает движение поезда - ритмичное, с разгоном и торможением.
В этом «поезде», разделенном створками на отдельные «купе», почти три часа (спектакль идет без антракта) едут немногочисленные персонажи Достоевского. Режиссер Януш Опрыньский так адаптировал бесконечный роман к сцене, чтобы в нем не осталось ни главных, ни второстепенных героев. Его «Братья» построены на плотно утрамбованных, экзальтированных диалогах (польская речь актеров дублировалась на двух экранах по краям сцены русскими субтитрами), контрапунктом к которым шла невероятно точная и наверняка в деталях прописанная «речь тела» - почесывания, плевки, ужимки, походка и прочее. Наложение метафоричной сценографии на натуралистичность игры создавало то необходимое смысловое трение, от которого и происходило будто бы постепенное преображение крайне запутанных характеров Достоевского.
По-украински этот спектакль вполне можно было бы назвать «химерным». Когда у господина Моисеева спрашивают, откуда появилось такое название фестиваля, он отвечает, что для него театр и есть химера - иллюзия и цель, которой невозможно достичь. И, чтобы расставить все точки над «i», добавляет, что обитатели дома с химерами на Банковой к его «Дому химер» не имеют никакого отношения.
| |