|
В казанском кремле, как семь веков назад, сошлись в битве монгольские и булгарские войны.
Это не реконструкция боевых действий, а уникальная постановка оперы на татарском языке. Историческая драма впервые исполнялась в естественных декорациях. Спектакль прошел в рамках международного фестиваля «Казанская осень».
Когда воины монгольской орды занимают казанский кремль и нацеливают тетиву в сторону зрителей, площадь у крепостных стен, буквально, переносится во времени в 13-й век. Чтобы добиться максимального погружения публики в действие оперы, режиссерам пришлось организовать театр прямо на улице. Но воспроизвести театральную акустику при порывистом ветре, когда звук постоянно меняет траекторию, просто невозможно. Актёрам и вокалистам пришлось использовать микрофоны. Произведение зазвучало по-новому.
«Ходили, слушали, делали акустические репетиции. Это место - оно самое оптимальное и визуально и акустически. Это закрытый пушечный двор», - рассказывает заслуженный артист России, руководитель государственного симфонического оркестра Татарстана Александр Сладковский.
Музыканты государственного симфонического оркестра на улице выступают впервые. Многие из них в солнечных очках, на случай непогоды вместе с партитурой кто-то принес зонты. Непримиримых врагов на сцене - защитников своего народа и ханских воинов - гримируют одновременно прямо у кремлёвских стен. В уличных условиях без специальных осветительных приборов грима актёрам требуется в разы больше.
Опера «Алтынчеч» - это историческая эпическая драма, основанная на реальных событиях, происходивших семь столетий назад. Именно Казань, самый западный форпост государства Волжская Булгария, стала последней крепостью, захваченной монгольской ордой, где булгары - этнические предки казанских татар - до последнего воина держали оборону стен, которые в опере стали естественными декорациями.
Ханские войска берут в плен горожан и местную красавицу Алтынчеч, в переводе на русский язык - Златовласка. В сказке, впервые поставленной в 1941 году, конечно же, счастливый конец: вопреки реальной истории по сюжету булгары освобождаются от монгольского завоевания.
«Мы хотели здесь и конные войска задействовать, и очень мощные бои. Но пока мы это делаем в пределах вот такого театрального формата», - рассказывает режиссёр-постановщик оперы «Алтынчеч» Рустам Фаткуллин.
В постановке трёхчасовой оперы задействовано более 350 человек. Среди актёров и музыкантов впервые рекордное количество дебютантов - студентов казанской консерватории и музыкального колледжа. Первый опыт постановки произведения в формате open air казанская аудитория признала удачным.
| |