|
Сексуальные инстинкты, фрустрации и обсессии стали центральными темами Венецианского кинофестиваля. Тон был задан Дэвидом Кроненбергом: в своем новом психологическом триллере «Опасный метод» легендарный канадец сделал героями отцов-основателей психоанализа - Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга.
На Венецианском кинофестивале показали самую скандальную и провокационную ленту конкурсной программы - фильм британского режиссера Стива МакКуина «Стыд». С подробностями - обозреватель «Вестей ФМ» Антон Долин.
Сексуальные инстинкты, фрустрации и обсессии стали центральными темами Венецианского кинофестиваля. Тон был задан Дэвидом Кроненбергом: в своем новом психологическом триллере «Опасный метод» легендарный канадец сделал героями отцов-основателей психоанализа - Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга, исследовав их отношения не столько друг с другом, сколько с удивительной женщиной - русской еврейкой Сабиной Шпильрейн, которая успела побывать пациенткой, а потом любовницей одного доктора и ассистенткой другого, а окончила свои дни в Ростове-на-Дону, где ее в 1941 расстреляли нацисты.
В этой разговорной, но от этого не менее мастерской и напряженной ленте женскую роль играет Кира Найтли, Фрейда - нынешний любимец и экранное alter ego Кроненберга Вигго Мортенсен, а вот роль Юнга досталась молодому и весьма заметному британскому артисту Майклу Фассбендеру, лучше знакомому российскому зрителю по ролям в «Трехстах спартанцах», «Бесславных ублюдках» и кинокомиксе «Люди Икс: Первый класс». Фассбендер, похоже, обречен на престижный «Кубок Вольпи», который вручается в Венеции лучшим актерам фестиваля. Если не за интересную роль Юнга, то за выдающуюся, без преувеличений, работу в провокационной, острой, яркой картине Стива МакКуина «Стыд», которую уже называют главным откровением и скандалом конкурной программы.
МакКуин - точный тезка и однофамилец знаменитого голливудского артиста, однако больше ничего общего с ним не имеет: это чернокожий современный художник из Великобритании, лауреат престижной тернеровской премии, обратившийся от фотографии и видеоарта к кинематографу. Уже его дебют, отмеченный каннской «Золотой камерой», «Голод» с тем же Фассбендером, был удивительным зрелищем - историю о голодовке ирландских сепаратистов, сражавшихся в тюрьмах тэтчеровской Англии за право считаться политзаключенными, МакКуин превратил в произведение ультрасовременного, почти абстрактного искусства.
«Стыд» - история уже вымышленная, повествующая об успешном и привлекательном молодом обитателе Манхэттена, одержимом сексом: от девушек по вызову до первых встречных из метро. Его интересуют все, кроме тех, с кем надо выстраивать нормальный человеческий контакт. Когда в его квартиру переселяется родная сестра, у которой с личной жизнью тоже не все в порядке, герой перестает себя контролировать. Трагическая история современного донжуана балансирует на опасной грани чистой провокации, никогда за нее не заходя: вместо истории болезни, вместо описания патологии на экране предстает притча об отчуждении и одиночестве. С уверенностью можно предсказать, что жюри не проигнорирует «Стыд», хотя трудно предположить, достанется ли какой-то из призов картине как таковой или только артисту.
| |