|
Брэдбери заменил Пушкина. Школьная программа по литературе, принятая еще в начале 2000-х, по-прежнему вызывает жаркие споры между учителями, составителями учебников и родителями. Очередной учебный год не обещает никаких положительных изменений. Что читают российские школьники, выясняла корреспондент «Вестей ФМ» Анна Щербинина.
Сегодня в школах царит новая - концентрическая программа. По ней «Капитанскую дочку» проходят несколько лет подряд, каждый год рассматривая разные аспекты. При этом больший объем произведений приходится на старшие классы. Такой подход создает путницу не только в головах детей, но и учителей, привыкших к советской программе, то есть - к хронологическому порядку изучения авторов,- рассказывает учительница русского языка и литературы одной из московских школ Марина Давыдова.
«Когда мы раньше изучали автора в эпохе, то есть XVIII-XIX века, переход от классицизма к реализму, это давало более положительный результат и возникало какое-то ощущение того, как постепенно меняются и взгляды, и общественные позиции, и исторические процессы, как они влияют на формирование определенной философии ", - отмечает Давыдова.
Не очень довольны программой и родители. Евгения, мама восьмиклассника одной из московских школ, не понимает, по какому принципу формируются списки произведений.
„У меня ребенку 14 лет. Он обязан был почему-то по школьной программе прочитать один рассказ Брэдбери и один рассказ Бунина. При этом ‘Маленькие трагедии’ Пушкина не охвачены школьной программой до сих пор", - сетует Евгения.
Большинство школ сегодня учатся по учебнику 2000 года. По замыслу его составителей, из программы исключили устаревших авторов и вернули туда тех, кого в советские годы обходили стороной: Булгакова, Ахматову, Заболоцкого, а также зарубежных классиков. На деле получилось по-другому, жалуется Евгения.
„Не входят какие-то элементарные вещи из классики, не входит никакая мало-мальски современная литература, практически нет западной литературы, при этом в школьной программе по-прежнему есть Аркадий Гайдар. Вот как сегодня можно читать Аркадия Гайдара, я не представляю", - говорит она.
В итоге заинтересовывать ребенка чтением приходится семье, а не школе. Сын Евгении - Максим - с трудом вспоминает, что читал на летних каникулах.
„Этим летом задавали читать ‘Айвенго’, ‘Ромео и Джульетту’, ‘Историю одного города’, ‘Асю’. Из того, что я читал, мне больше всего понравился Довлатов, но это не в школе задали, а мне родители дали", - делится впечатлениями Максим.
Оно и понятно - вплоть до старших классов ученики проходят мифы, фольклор и древнерусскую литературу - не самое увлекательное чтение для подростков. Впрочем, современным детям не так уже важно, что читать - былины или классику, считает Марина Давыдова.
„По сути, школьникам все равно, какая программа, потому что читаемость, конечно, за последние годы очень понизилась. Читающий ученик сегодня - это огромное счастье", - утверждает учительница.
Получается, что программа, создававшаяся, чтобы поднять стремительно падающий уровень чтения, только отталкивает потенциальных читателей. Учителя же разводят руками - у них просто нет времени дать ученикам больше, ведь в 10 классе на уроки литературы отводится 4 часа в неделю, а в 11 - и вовсе 3.
| |