|
Новый всплеск вандализма, на сей раз в Италии. Мишенью, правда, стали не жилые дома и витрины магазинов, а исторические памятники. Полиция уже разыскивает злоумышленников. Социологи тем временем анализируют, где молодежные беспорядки вспыхнут в следующий раз: Греция, Англия, Франция, Израиль.
Корреспондент радио «Вести ФМ» Анна Семкина попыталась выяснить, кто рассердил молодое поколение и почему.
У скульптурной группы в центре фонтана на римской площади Навона теперь не хватает двух кусочков мрамора. Виновник инцидента скрылся, но его успела заснять камера видеонаблюдения. На пленке, которую теперь изучают в полиции, молодой человек откалывает от статуи два небольших фрагмента. Через несколько часов после этого, предположительно, уже другой вандал на глазах у туристов атакует знаменитый римский фонтан - Треви. Мужчина бросает в него камень, но промахивается. Досталось и Колизею, американский студент попытался отколоть от него кусок стены, но полиция вовремя пресекла надругательство. По словам социологов, Риму да и всей современной Европе грозит новое нашествие варваров. После Афин и Лондона разгоряченная молодежь, скорее всего, захочет выйти на улицы и других городов, опасается руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов.
Белов: При отсутствии границ, при свободе передвижения любая из стран Евросоюза может стать объектом вандализма. Пример Италии и Греции вполне может быть взят за основу очередных актов вандализма во Франции. Там и музеи и Эйфелева Башня. На втором месте Германия, где надо дать только повод.
Повод немцы нашли легко. В конце августа перед ежегодным уличным фестивалем Schanzenfest в соцсетях появились записи на тему «если горел Лондон, то почему бы не гореть Берлину или Гамбургу?» Итог - массовые беспорядки, 40 задержанных и 10 арестованных. Но если раньше это были просто пьяные выходки, то теперь немецкие погромщики писали на стенах вполне трезвый лозунг - «London ist überall» («Лондон везде»). После этого в Германии обострилась эпидемия поджогов машин. С начала года в Берлине их сгорело уже свыше двух сотен. Вскоре список пополнили еще два города - Хемниц и Марбург. С Францией в этом смысле пока все благополучнее. Последний раз молодежь там выходила на улицы в октябре прошлого года - студенты и школьники протестовали против пенсионной реформы. Более 30 задержанных. Франция себя еще покажет, уверен руководитель Центра европейских исследований Институт мировой экономики и международных отношений Алексей Кузнецов.
Кузнецов: Во Франции это более вероятно, чем в Германии. Там существуют проблемы с этническими группами. Как раз благополучные страны типа, Великобритании, Италии, Германии, Франции, там молодежь чувствует какую-то безысходность. Вроде жизнь сытая, но хочется чего-то другого.
Однако заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер считает - сытость тут не при чем. Структура экономики развитых стран переживает доселе невиданный кризис, уверен он.
Гонтмахер: Значительная часть людей живет на пособия, просто не находя себе достойного рабочего места. А те, кто работает, они скидываются через налоги и этих людей содержат, как это было в Великобритании. Это глубокий социально-экономический кризис. С этим надо что-то делать.
В любом случае, беспорядки в развитых странах никогда не перерастут во что-то серьезное, успокаивает руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра» Алексей Левинсон. Иное дело - ближневосточные страны. Там, по мнению Левинсона, любая молодежная демонстрация - это пороховая бочка.
Левинсон: В странах западной Европы это все-таки надо называть бунт, мятеж. А вот в арабских странах, где молодежь является основной частью населения, где демографическая ситуация другая, Тунис, Египет, Ливия - там бунт перерастает в успешную революцию.
В том, что Европа продолжит бунтовать, никто из экспертов не сомневается. В Институте Европы РАН даже называют примерные сроки новых беспорядков - сентябрь - октябрь этого года. Место действия - Франция или Германия. В немецком Дортмунде на минувших выходных полиции уже пришлось разгонять противников неофашистов. Мирная поначалу акция переросла в беспорядки и избиение стражей правопорядка.
| |