|
Срок продлил срок содержания под стражей Рустаму Махмудову, предполагаемому исполнителю убийства Анны Политковской. Тем временем у следствия возникла новая версия распределения ролей в организации преступления
Басманный суд Москвы продлил до 7 декабря срок содержания под стражей Рустаму Махмудову, предполагаемому исполнителю убийства обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской. В суде он чувствовал себя довольно уверенно: назвал обвинения в свой адрес «лживыми и голословными» и устроил показательную молитву.
Напомним, в феврале 2009 года присяжные в Московском окружном военном суде оправдали младших братьев Рустама Махмудова - Джабраила и Ибрагима, а также бывшего сотрудника столичного РУБОП Сергея Хаджикурбанова и подполковника ФСБ Павла Рягузова (последний проходил по другому эпизоду, не связанному с убийством). В то время предполагаемый киллер находился в розыске, а его дело было выделено в отдельное производство.
По версии следствия, 7 октября 2006 года около четырех часов дня Рустам Махмудов подкараулил журналистку в подъезде дома на Лесной улице, где она снимала квартиру. Он выпустил в нее пять пуль из газового пистолета «Иж», переделанного под стрельбу боевыми патронами, бросил оружие на месте преступления и скрылся на поджидавших неподалеку «Жигулях». За рулем машины находился его брат Джабраил. Третий из братьев - Ибрагим Махмудов - по телефону координировал действия соучастников. Так, он дал знать Джабраилу, когда машина Политковской подъехала к дому, и позвонил, когда киллер покинул подъезд. Организатором преступления следствие называло Сергея Хаджикурбанова, утверждая, что именно он подобрал участников преступления и снабдил убийцу оружием.
Подсудимые отрицали вину. Их адвокаты апеллировали к тому, что Рустам Махмудов вовсе не похож на киллера, которого зафиксировали камеры наружного наблюдения, установленные над подъездом дома, в котором проживала Политковская, а также камеры Внешторгбанка, расположенного в соседнем здании. Адвокаты заявили, что Рустам Махмудов на 15 сантиметров ниже убийцы и, кроме того, страдал излишним весом, тогда как зафиксированный камерами киллер довольно худощав. В результате, присяжные сочли доказательства следствия недостаточными.
«Голословные обвинения»
38-летнего Рустама Махмудова задержали 31 мая этого года в доме родителей в чеченском селении Ачхой-Мартан. По сведениям правоохранительных органов, некоторое время он скрывался в Бельгии, но потом вернулся в Россию. Ему предъявили обвинение не только в убийстве и незаконном обороте оружия (статьи 105 и 222 УК), но также в похищении человека и вымогательстве (статьи 126 и 148 УК). Две последние статьи Махмудову вменили в связи с преступлением, совершенном еще в середине 1990-х годов. В июне суд санкционировал арест предполагаемого киллера на два месяца, которые теперь подошли к концу.
В этой связи следственный комитет России обратился в суд с ходатайством о продлении Махмудову срока содержания под стражей. Прибывший на заседание следователь Дмитрий Майнусов сразу же попросил объявить заседание закрытым, дабы избежать разглашения данных предварительного следствия. «А что вам скрывать? - задал вопрос обвиняемый. - Мне скрывать нечего, пусть знают правду». Махмудов назвал выдвинутые обвинения «голословными и лживыми».
Однако процесс все же закрыли. Позже стало известно, что, настаивая на сохранении избранной меры пресечения, следствие прибегло к стандартным аргументам: тяжести предъявленного обвинения, а также необходимостью провести большой объем следственный действий. Представитель следственной бригады также указал, что, оказавшись на свободе, обвиняемы может скрыться, продолжить заниматься преступной деятельностью и оказать воздействие на свидетелей.
Адвокат Рустама Махмудова Дарья Тренина, в свою очередь, ссылалась на то, что ее подзащитный ни от кого не скрывался «и не собирался скрываться», а следствие его попросту не искало. «Он встал утром помолится, когда увидел, что в дом заходят какие-то люди, и сразу сдался, чтобы не создавать лишнего шума», - рассказала адвокат обстоятельства задержания своего подзащитного.
Впрочем, она не сомневалась, что Махмудов останется в СИЗО. «Это продление автоматическое, мы не надеемся, что он выйдет из зала суда», - сказала адвокат. Так и получилось. Ходатайство следствия удовлетворили. Затем Рустам Махмудов вновь заявил о невиновности, посетовав на то, что ему непонятно, почему из него «хотят сделать убийцу»: «Я никого не убивал и не похищал».
Новая версия обвинения
Отметим, что за последние недели в расследовании этого громкого дела произошли существенные подвижки. Так, 26 августа Басманный суд арестовал бывшего начальника отделения 4-го отдела оперативно-поискового управления ГУВД Москвы Дмитрия Павлюченкова. Вначале ему вменили организацию преступления, но после того, как он заключил сделку со следствием, предъявили обвинение в соучастии. Согласно показаниям обвиняемого, его подчиненные следили за Политковской. Заказ же на убийство получил в июле 2006 года дядя братьев Махмудовых - Лом-Али Гайтукаев. Вскоре он был арестован по обвинению в организации покушения в Днепропетровске на топ-менеджера финансово-промышленной группы «Приват» Геннадия Корбана. Однако оказавшись в СИЗО, продолжал руководить преступной группой по телефону. Его сменил освободившийся из мест лишения свободы Сергей Хаджикурбанов.
Примечательно, что и Павлюченков, и Гайтукаев ранее проходили по делу как свидетели и даже давали показания в суде. Получивший в 2008 году по приговору Мосгорсуда 15-летний срок Гайтукаев уверял, что не причастен к убийству Политковской, которую, по его словам, «очень уважал». Со слов следователя, ему было известно, что неназванный заказчик заплатил за расправу над ней 2 млн долларов.
Интересно, что руководство «Новой газеты» еще два года назад заявляло: именно Лом-Али Гайтукаев мог быть тем человеком, который принял заказ на убийство Анны Политковской. Такая информация появилась у издания в ходе собственного журналистского расследования.
Главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов рассказал BFM.ru, что с момента вынесения фигурантам дела оправдательного приговора (в 2009 году) у следствия появились новые доказательства, свидетели и факты.
«Все это позволит следствию выйти на новое разбирательство с более серьезными доказательствами, которые, я надеюсь, устоят», - заявил главный редактор. Муратов добавил, что убежден в причастности Рустама Махмудова к расправе над сотрудницей «Новой газеты». «По моему субъективному мнению, именно он был исполнителем убийства по найму», - заключил руководитель издания.
| |