|
Мосгордума поддержала проект пятилетней программы «Столичное здравоохранение». Главная идея программы, стоимостью в 1,1 трлн рублей - перевод основной нагрузки со стационаров на поликлиники. По мнению экспертов, это «облегчит жизнь» чиновникам, но не пациентам.
Депутаты Мосгордумы в понедельник одобрили проект госпрограммы «Столичное здравоохранение» на 2012-2016 годы, в рамках которой мэрия собирается развивать медицинскую отрасль города. В ближайшие дни она будет вынесена на рассмотрение столичного правительства. Пятилетняя программа станет преемницей программы модернизации системы городской медицины (в 2012 году оба эти документа будет реализовываться одновременно). На ее реализацию запланировано выделить из городского бюджета 1,1 трлн рублей. И к концу действия программы ее авторы обещают увеличить продолжительность жизни среднестатистического москвича на два года - с 74,5 до 76,5 лет, а число неудовлетворенных качеством медицинской помощи горожан сократить с 39% до 25%. Структурно документ состоит из восьми подпрограмм: «Формирование эффективной системы организации медицинской помощи», «Специализированная медицинская помощь», «Материнство и детство», «Здоровье старшего поколения», «Медицинское обеспечение инвалидов», «Здоровый образ жизни», «Развитие кадрового потенциала», «Адресные инвестиции (строительство и реконструкция)». Что же касается концепции документа, то это уже неоднократно озвученный мэрией перевод основной нагрузки по оказанию медицинской помощи со стационаров на амбулаторно-поликлинические учреждения. Представлял в Мосгордуме программу заместитель руководителя департамента здравоохранения города Анатолий Корсунский, начавший с анализа нынешнего состояния городского здравоохранения. По данным департамента, сегодня коэффициент общей смертности в Москве на 26% выше, чем в старых странах Европы, а младенческой смертности - на 5% выше, чем в новых странах ЕС. И тому есть причины. Так, только 37% из 806 городских медучреждений и почти 5 тыс. частных соответствуют стандартам по оснащению оборудованием, а 35% используемого в лечебных заведениях города оборудования имеет стопроцентный износ и нуждается в срочной замене. Более 40% зданий медучреждений требуют реконструкции и ремонта. В плохом состоянии находится и онкологическая службы города, добавил руководитель департамента, министр столичного правительства Леонид Печатников. По его словам, если проблема с хирургической помощью еще как-то решается, то химиотерапию из-за высокой стоимости препаратов получают уже только 60-70% нуждающихся, а с лучевой терапией дела обстоят еще хуже. Впрочем, как заверил депутатов Корсунский, уже к 2016 году «мощности и структуру сети учреждений системы здравоохранения» будет приведена «в соответствие с потребностями населения в медпомощи», а технологии оказания этой помощи будут усовершенствованы. Итогом этой работы, надеются разработчики программы, станет снижение общего коэффициента смертности с 11 до 10,1 случаев на 1 тыс. населения и коэффициент младенческой смертности с 6,1 до 5,8 на 1 тыс. «родившихся живыми». Последний показатель, правда, могут подпортить новые федеральные требования, согласно которым, начиная с 2012 года, живорожденными будут считаться 500-граммовые дети, и больницы будут обязаны их выхаживать. «Даже Москва готова к этому длишь на 57%», - признался Печатников. Усложнит реализацию программы и несовершенстве системы ОМС: наполнение тарифов на сегодняшний день покрывает себестоимость медуслуг на 30%, рассказал Печатников. «Это основной дефект экономики нашего здравоохранения», - заявил министр. - Пора уже увязать экономику с клятвой Гиппократа". Кроме того, по его словам, 10% пациентов московских больниц - иногородние, а система оказания помощи им, как и лицам без гражданства, не отрегулирована. Вдобавок, посетовал он, стремясь получать дорогостоящие препараты бесплатно - «за счет москвичей» иногородние россияне регистрируются в Москве и «с этим надо что-то делать». Впрочем, резервы есть. Так, в ответ на вопрос депутатов о ликвидированных предприятиями ведомственных медучреждениях Печатников сообщил, что «умные главные врачи поликлиник» уже начали, пользуясь возможностями ОМС, прикреплять к себе производства, осуществляя профмероприятия и оказывая медуслуги их работникам. Кроме того, принятый в первом чтении Госдумой федеральный закон позволит работать в системе ОМС частным и ведомственным клиникам. И уже 16 частных коммерческих учреждений готовы обслуживать москвичей по полисам ОМС. Есть, правда, и другое мнение. «А наша клиника работать по ОМС не будет, - заявил, на заседании руководитель Центра эндохирургии и литотрипсии Александр Бронштейн. - У меня работают "звездные" доктора, они обслуживают и депутатов Госдумы, и членов Совета Федерации. И платить им копейки, которые предусматривает тариф ОМС, просто стыдно». Возвращаясь к обсуждаемой программе, чиновники дали понять, что она фактически декларирует приоритет укрепления и развития первичного звена системы здравоохранения «на основе изменения его структуры и формирования в нем высокотехнологических центров (по 1 на 180 тыс. населения)». По идее авторов программы, это позволит решать 70% проблем населения амбулаторно и высвободит средства для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в стационарах. «Во всем мире работает принцип "70 на 30": 70% медуслуг оказывается амбулаторно и только 30% стационарно, - заявил Печатников. - В нашей стране все с точностью до наоборот. Это не только дорого, это неправильно. До половины пациентов наших стационаров могли бы лечиться дома». Выиграет от этого не только бюджет, но и горожане, заверили депутатов чиновники. Так, один из вариантов «преодоления барьеров» между поликлиникой и больницей - создание женских консультаций на базе родильных домов, что позволит будущим матерям не только быть под наблюдением у того врача-акушера, который будет принимать роды, но и воспользоваться современным диагностическим оборудованием, которым оснащены роддома. Еще одной из стратегических задач программы Печатников назвал создание многопрофильных больниц. Отвечая на вопрос депутата Сергея Зверева о преодолении неравномерности в размещении больниц по административным округам, чиновник сказал, что «на первый взгляд логичней всего было бы построить больницы там, где их не хватает». Однако, московское правительство считает целесообразным развивать поликлиники и прикреплять их к многопрофильным стационарам. Причем без разделения по территориальному признаку. Большое внимание в следующие пять лет будет уделено системе подготовки и переподготовки медицинских кадров, рассказал Печатников. В ряде медучреждений уже созданы центры подготовки специалистов для работы с новыми технологиями, однако, единого обучающего центра в городе нет, и к 2013 году, когда в медучреждениях столицы установят высокотехнологичное диагностическое оборудование, опытных специалистов будет не хватать. Поэтому, было принято решение создать при департаменте здравоохранения институт повышения квалификации врачей. Кроме того, планируется создание центра диагностики, в котором в режиме он-лайн профессиональные диагносты будут консультировать молодых специалистов. Большие средства выделены в программе на развитие детской медицинской помощи, в том числе высокотехнологической, планируется создание новых перинатальных центров. Кроме того, чиновники обещают гарантировать возможность пребывания матерей в стационарах вместе с детьми. Очень полезным новшеством, по мнению председателя думской комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Людмилы Стебенковой, является подпрограмма «Здоровье старшего поколения». «Население Москвы стареет, и качество жизни этих людей должно быть адекватным. В столице существует ряд больниц для пожилых людей, госпитали для инвалидов и ветеранов войн. Но на уровне амбулаторно-поликлинического звена - нет даже окружных геронтологов». В целом, по мнению Стебенковой, предложенная «программа прорывная», и «имеет стратегическое значение». Между тем, некоторые депутаты обратили внимание на то, что в программе не учтены потребности ряда городских районов в новых медучреждениях, а некоторые объекты, числившиеся в первом варианте программы, из нее почему-то исчезли. Не получили депутаты и четкого ответа на вопрос, горячо обсуждавший целый год: когда в московских больницах появятся кондиционеры. «В очень многих они уже появились, - ответил Печатников. - В иных еще не успели поставить, но деньги выделены, около 5,5 миллиардов рублей. Надо спрашивать у главврачей, куда они дели деньги». Кроме того, депутат Александр Семеников обратил внимание на отсутствие у москвичей возможности получить независимую экспертизу предоставленных медуслуг и, в случае необходимости, помощь в отстаивании прав потребителя. По его мнению, для этих целей должен быть создан независимый профессиональный орган, куда могли бы обращаться горожане. По мнению ответственного секретаря Общественного совета по защите прав пациентов Алексея Старченко, перераспределение оказания медпомощи в пользу амбулаторного звена, в ближайшие годы просто невозможно. «Это хороший вариант, но чиновники должны честно признаться, что при нынешнем состоянии отечественной медицины он не достижим, - считает эксперт. - Амбулаторная медицина у нас ничего не диагностирует и ничего не лечит». А идея «заставлять пациента бегать по каждому чиху в многопрофильные центры на другом конце района», считает Старченко, упрощает задачу департамента, но никак не самого пациента. Руководитель Лиги защитников пациентов Александр Саверский считает, что принятие региональной программы бессмысленно до появления федерального закона об охране здоровья, устанавливающего «правила игры». «На сегодняшний день мы не имеем федеральной концепции здравоохранения, и не знаем, какую строим медицину - платную или бесплатную. Принятый в первом чтении законопроект платную медицину разрешает. Но против этого уже поднимается протест со стороны общества. И не факт, что к третьему чтению документ останется в первоначальном виде». Что до самой программы, то возмущается Саверский, чиновники не учли мнения экспертного сообщества. «Мы предлагали создание рейтингов медучреждений, систему видеонаблюдения в роддомах и операционных, - рассказал он. - Это повысило бы ответственность и было полезно для науки». Но самое главное, считает эксперт, модернизируя здравоохранение, чиновники забыли о «модернизации отношений внутри системы»: между самими медиками, врачом и пациентом, врачом и государством. «Нынешняя "модернизация здравоохранения", это - модернизация стен., - говорит он. - Она тоже нужна, но главное другое. Потратив огромные деньги и даже построив больницу 21 века, мы заставим работать в ней врача за 15 тыс. рублей в месяц. Представляете его самоощущение в этих стенах, и его отношение к пациентам». Автор: Ирина Резник
| |