В ГИБДД заявляют: до 95 процентов аварий на дорогах происходит из-за ошибок водителей. ДТП сегодня воспринимаются как явления обыденные, а не что-то из ряда вон выходящее. Почему так происходит? Об этом ведущие «Утра России» побеседовали с главным редактором автожурнала «Offroad Drive» Леонидом Климановичем.
По его мнению, статистика и раньше была приблизительно такой же. И то, что мощность автомобилей со временем растет, а программа обучения в автошколах практически не меняется, по словам эксперта, никакой роли здесь не играет. «70 лошадиных сил достаточно, чтобы уничтожить себя и окружающих», - отмечает он.
Основная проблема, по мнению Климановича, кроется в том, что в автошколах не учат правильной психологической модели поведения на дороге. Там, по его словам, не расставляют верные приоритеты в голове водителя. Зато неверные приоритеты формируются легко: «Чего стоят одни кинофильмы, где водители носятся по городу - и это герои, особенно у молодежи».
В западных странах за небезопасное вождение могут запросто оштрафовать. У нас ничего подобного нет, отмечает эксперт. «Три раза перестроился хаотично, неоправданно - такой водитель создает опасность для других. Часто сами автопроизводители провоцируют людей на это неадекватное поведение. Посмотрите пресс-релизы: "агрессивный дизайн", "выделись на дороге" - они играют на низменных чувствах», - отмечает Климанович. И, тем не менее, винить одних производителей в том, что число ДТП так велико, нельзя. Ведь в понимании самих автомобилистов лихачество - это не нарушение.
«В некоторых странах мира есть замечательное наказание для лихачей: их на неделю привозят в госпиталь, где находятся люди, попавшие в ДТП. Когда они все это видят своими глазами, это заставляет задуматься. Правда, врачи говорят, что этот эффект не долгосрочный», - рассказал Климанович. Это одна из мер. По его словам, в нашей стране лихачей стоило бы наказывать рублем: опасное вождение должно стать невыгодным. Однако пока ГИБДД не обращает внимания на мелкие нарушения. Поэтому в глазах водителей такое поведение на дороге - норма.
Профилактика таких мелких нарушений ПДД, которые, тем не менее, становятся причиной крупных аварий, - это долгий путь, считает Климанович. По его словам, ситуация здесь сильно запущена. «Я думаю, через много лет мы придем к более здравой модели поведения», - сказал он.
Все автомобильные новости