|
Федеральная служба судебных приставов озаботилась убыточностью процедуры взимания долгов. Ее руководители посчитали, что до трети всех долгов по страховым взносам бюджет взыскивает себе в убыток. И предложили не собирать малые суммы, а ждать, пока долг не накопится.
Перспективу такой процедуры оценила корреспондент «Вестей ФМ» Ольга Беляева.
Беляева: Вначале убыточность своей работы заметили налоговые инспекторы. Минфин пошел им навстречу и установил, что небольшие налоговые долги граждан взыскиваются через суд, когда сумма превышает полторы тысячи рублей. Судебные приставы хотели бы работать по такой же схеме. Руководитель ведомства Артур Парфенчиков подсчитал, что себестоимость одного исполнительного производства по страховым взносам чуть больше пятисот рублей. А на взыскание всех долгов на сумму менее 10 рублей казна тартит до 24 миллионов. И долгов, тех, что менее полутора тысяч рублей - 32% от всех, находящихся в производстве. Это проблема приставов и неэффективности их работы, считает партнер компании «Такс-эдвайзер» Дмитрий Костальгин.
Костальгин: Пристав сам заполняет документы, везет их на почту. То есть, если не менять технологию, работа и будет убыточной. Если рассматривать изменения в процедуру, то с учетом существующих технологий можно взыскание мелких долгов автоматизировать.
Беляева: Ждать накопления долга с 10 рублей до полутора тысяч нерационально, предупреждают эксперты. Он может и не вырасти и в итоге так и остаться долгом, что в совокупности принесет казне больший убыток, чем затраты на работу судебных приставов. Кроме того, застрявшие в производстве долговые дела больно бьют по самим должникам. В законодательстве есть норма ограничения выезда за границу, если человек имеет зафиксированный долг. Нижний его порог не определен. А практика показывает, что штраф в 100 рублей за нарушение ПДД может испортить человеку отпуск: за границу его не выпустят. Служба судебных приставов предлагает узаконить нижний порог для невыезда пятью тысячами рублей. Правомерное требование, согласен Дмитрий Костальгин.
Костальгин: С правовой точки зрения ограничение выезда человека за границу за долг в десять рублей - несоразмерное наказание, на мой взгляд.
Беляева: С другой стороны, надо избегать этих долгов в принципе, а для этого налоговым органам следует более тщательно работать, разъясняя должнику его обязанности. Между тем, есть службы, которые рады любому долгу и готовы его взыскать со стопроцентным успехом. «Высокая квалификация наших юристов позволит в короткий срок подобрать наиболее подходящий для вас способ взыскания долга» - рекламируют свои услуги коллекторские фирмы. «Мы беремся за взыскание по любым суммам», - подтвердила нам вице-президент ассоциации профессиональных коллекторских агентств Елена Докучаева.
Докучаева: Не бывает таких сумм, которые невыгодно взыскивать. Если говорить о подходах, которые применяют приставы, думаю, что сумма в полторы тысячи слишком мала, чтобы делать свою работу эффективно. Для них точка отключения при нынешних условиях должна быть 15-20 тысяч рублей.
Беляева: Чем меньше сумма, поясняет эксперт, тем больше затраты на переписку и телефонные переговоры. А у судебных приставов нет современной базы клиентских данных и колл-центров. Поэтому начинать надо не с понижения порога долга, а с модернизации процесса его взимания. Замечу, что услуги коллекторских фирм далеко не бесплатные - средняя стоимость 30 тысяч рублей за операцию.
| |