|
Во вспыхнувших волнениях в Тульской колонии для несовершеннолетних виноваты и осужденные, и сотрудники учреждений, считает Уполномоченный при президенте по правам ребенка Павел Астахов. Тульская колония является одной из пяти экспериментальных площадок, на базе которой создается воспитательный центр нового формата.
В беспорядках в Алексинской воспитательной колонии в Тульской области, которые произошли этой ночью, по предварительным данным, участвовали от 20 до 30 воспитанников, сообщила руководитель пресс-службы регионального УФСИН Маргарита Риммар. Зачинщиками, по ее словам, стали трое воспитанников колонии, жители Тульской области, передает «Интерфакс».
По данным следствия, эти трое осужденных, отбывающих наказание в строгих условиях, устроили беспорядки с целью дезорганизовать нормальную деятельность Алексинской воспитательной колонии. К ним присоединились другие осужденные, содержащиеся в карантинном отделении и общежитии отряда.
В результате беспорядков имуществу учреждения причинен материальный ущерб, частично уничтожена служебная документация. Жертв нет, серьезных телесных повреждений никому не причинено. Режим содержания осужденных восстановлен.
Всего в колонии содержатся около 100 человек, большинство из которых являются жителями Тульской области. Однако в последнее время в колонию под Тулой были переведены осужденные из Владимирской, Ивановской и Ярославской областей, сообщила Риммар.
«Сейчас обстановка в колонии стабилизировалась. Все воспитанники находятся в клубе. Идут восстановительные работы - устанавливаем стекла в окна, меняем двери, чтобы уже сегодня ночью осужденные могли вернуться в свое общежитие», - рассказала Риммар.
Кто виноват
По факту беспорядков возбуждено два уголовных дела, в том числе и по статье, касающейся действий самих сотрудников колонии. При этом, как отметила Риммар, это «обычная практика, когда проверяются действия сотрудников учреждения».
«Говорить о том, что беспорядки могли быть спровоцированы действиями самих сотрудников колонии, пока преждевременно. Проводится следствие», - подчеркнула она.
«Мы проверяем действия сотрудников колонии, как до совершения беспорядков, так и в ходе погромов», - заявила старший помощник прокурора Тульской области Любовь Кузнецова. "Будем смотреть, не спровоцировали ли своими действиями осужденных сами сотрудники учреждения. В связи с этим и возбуждено уголовное дело (о действиях должностных лиц)", - сказала Кузнецова.
Между тем Уполномоченный при президенте по правам ребенка Павел Астахов считает, в беспорядках в тульской колонии виноваты и осужденные, и сотрудники учреждения. «Вина должностных лиц в дисциплинарном, организационном плане однозначно есть, надо наказывать. И самих зачинщиков надо наказывать по уголовным статьям, потому что это регулярно происходит в разных колониях», - цитирует Астахова «Интерфакс».
По его словам, надо наказывать и тех, и других, но «главное - разобраться в сути и причинах произошедшего». Он сообщил, что в Алексинскую колонию должен выехать региональный уполномоченный по правам ребенка и провести собственное расследование.
Реформа детских колоний
Следует отметить, что Алексинская воспитательная колония в Тульской области с 2008 года является экспериментальной площадкой по реализации федерального проекта по созданию колоний нового типа, предусматривающих, в частности, создание реабилитационного центра для осужденных. Так, из федерального бюджета выделяется 500 млн рублей на создание такого центра в тульской колонии. По словам Риммер, беспорядки в колонии никак не скажутся на реализации проекта.
«Мы вошли в федеральную программу еще несколько лет назад, и финансирование уже началось. Программа предусматривает, в частности, создание центра реабилитации, где положительно характеризующиеся воспитанники за шесть месяцев до окончания срока будут готовиться к свободной жизни уже вне стен колонии. Контроль за ними будет установлен только в ночное время», - рассказала Риммер.
Астахов считает, что подобные социально-реабилитационные центры должны быть в каждой колонии, с ребятами должны постоянно заниматься психологи, поскольку «главная задача колонии - не только перевоспитывать, но и готовить к возвращению к нормальной жизни».
Беспорядки в колонии, по мнению Астахова, - «это проблема слабого контроля со стороны администрации». По его словам, «если с одной стороны ребятами не занимаются, а с другой - не противодействуют развитию криминальной субкультуры, безусловно, рано или поздно произойдет нечто подобное. Детей должны развивать, они должны учиться, заниматься спортом, творчеством». При этом, по его данным, сейчас на все 62 подростковые колонии действует пока только три социально-реабилитационных центра.
Также детский омбудсмен считает, что в каждой колонии должны быть установлены «телефоны доверия» и созданы советы самоуправления - «это тот орган, который может транслировать нужды воспитанников перед администрацией; если они не могут достучаться до администрации, понятно, что так будут выражать свое недовольство».
Напомним, что в этом году ФСИН России начала преобразование колоний для несовершеннолетних в воспитательные центры. Апробировать новую систему ФСИН намерена на пяти воспитательных колониях.
Алексинская воспитательная колония в Тульской области - одна из них. Остальные реабилитационные центры должны появиться на базе Можайской колонии в Московской области, Канской в Красноярском крае, Белореченской в Краснодарском крае и Брянской воспитательной колонии.
К 2020 году планируется перевести в воспитательные центры все действующие в России воспитательные колонии.
Реформа детских колоний предусматривает переход на новую методику работы с несовершеннолетними воспитанниками, осужденными по лишению свободы. Так, в будущих воспитательных центрах вместо отрядов по 40-50 человек воспитанники будут жить в отдельных комнатах на четыре человека, за каждыми восемью воспитанниками будет закреплен отдельный социальный педагог, кроме того будет по одному психологу на каждые 16 человек.
В ФСИН уверяли, что в ее учебных учреждениях уже началась подготовка специалистов по профессии социального педагога и психолога для несовершеннолетних.
Кроме того, предполагается, что в воспитательных центрах несовершеннолетние смогут содержаться до достижения 25 лет, тогда как сейчас они находятся там только до 19 лет. Сами воспитательные центры будут создаваться по европейским образцам и будут полностью лишены тюремной атрибутики, например, там не будет колючей проволоки.
Если воспитанник встал на путь исправления, ему будет предоставлена возможность жить за пределами воспитательного центра, свободно ходить по городу, посещать обычную школу, то есть ему будут прививаться навыки нормальной жизни и нормального общения. Проживать они будут за пределами учреждения в реабилитационных центрах, в отдельных квартирах.
| |