|
Из музеев Сицилии в Россию впервые привезли картины Антонелло да Мессина. Четыре шедевра итальянского художника эпохи Раннего Возрождения выставлены в Третьяковской галерее. Три картины, представленные на выставке, никогда ранее не покидали Сицилию.
Работы мастера редко вывозят за границу, переговоры о московской выставке длились полгода. Сохранилось около 40 полотен Антонелло, четверть из них хранится на родине художника в Сицилии.
Полгода напряженных переговоров. И вот в Москве - четыре шедевра Антонелло да Мессина, художника эпохи Раннего Возрождения. Это событие называют знаковым, ведь в российских музеях ни одного произведения итальянского живописца нет. Он родился и умер в городе Мессина на Севере Сицилии. Его имя так и переводится - Антонелло из Мессины. В Третьяковской галерее картины художника выставили по соседству с Древнерусской живописью. Чтобы подчеркнуть общее - связь с византийским искусством. Антонелло родился приблизительно в 1430 году, Андрей Рублев - в 1428 году.
«Особенность этой выставки - это Антонелло раннего периода. В Третьяковке сейчас то, что в Европе никогда не видели», - говорит генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева.
Все привезенные картины находятся в музеях Палермо и Мессины, три из них - никогда не покидали остров. Министр культуры области Сицилия подчеркивает, они - жемчужины именно сицилийской культуры.
«Мы надеемся, что эти, как вы говорите, драгоценности, станут визитной карточкой позволяющей узнать культуру острова», - сказал министр культуры области Сицилия Себастьяно Миссинео.
Шедевр, который редко, но все же вывозили из Сицилии - вот эта небольшая доска. С одной стороны на ней изображены Мадонна с младенцем и монахом-францисканцем, с другой - лик Христа с ажурным золотым нимбом. Три поясных изображения святых Иеронима, Августина, Григория Великого украшали верхний ряд большой алтарной композиции. Святой Иероним - определенно похож на сицилийца. А любителям итальянского кино даже напомнит Челентано.
«Это непроизвольно, просто вырвалось у художника. Вы правильно заметили - это типичные черты сицилийского мужчины», - подтверждает куратор выставки Джулия Дави.
В XIX веке картины были приведены в порядок местными мастерами, но весьма неумело. Фактически, их просто закрасили. И авторство Антонелло долгое время оставалось под сомнением. Пока шедеврам не вернули жизнь в 1952 году уже квалифицированные реставраторы. Музейщики из Мессины и Палермо полагают, что эта выставка станет стимулом для россиян посетить Сицилию.
| |