|
В Сочи-2014 Россия обещает побить мировые рекорды: если не спортивные, то коррупционные.
Миллионы за дружбу
- Ну зачем тебе это надо! - уговаривает меня глава Антикоррупционной коалиции Сочи Юрий Марьян. - Поднимать такую тему не только бесполезно (я сам куда только не обращался - и в органы, и к политикам), но и опасно. Ведь может получиться такая ответная реакция, что мама не горюй. У нас в Сочи журналист Аркадий Ландер об этом писал, так его железными прутами до полусмерти избили.
По мнению Марьяна, на олимпийской стройке нет ни одной компании, которая не была бы связана с чиновниками разного ранга.
- Иначе, - полагает, - такая компания в конкурсе бы не победила. Может, конечно, и случались исключения, но мне о них не известно. А вот фирмы, не имеющие отношения к чиновникам, делавшие хорошие предложения и не выигравшие тендер, мне известны.
Такие случаи действительно не секрет. Взять, к примеру, конкурс «по строительству первой очереди круизного центра в рамках подготовки Сочи к Олимпиаде-2014». Его подрядчиком выбрана «Корпорация "Инжтрансстрой", которая пообещала справиться с задачей за 2,561 млрд рублей, хотя другая фирма за ту же работу просила на 250 млн меньше. И этот эпизод не единственный.
- Предлагаемая стоимость реализации проекта является важным, но не единственным критерием при определении победителя конкурса, - втолковывает мне представитель "Инжтрансстроя" Анатолий Гусев. - Учитываются также опыт и квалификация соискателя в выполнении подобных работ... И по интересующим вас сочинским объектам заказчик действовал в строгом соответствии с законодательством.
Ну, конечно, конкурент "Инжтрансстроя" строит причалы уже 60 лет, зато победившая его корпорация строит всю страну. За ней стоит не только министр транспорта Игорь Левитин, но и личный друг Путина Аркадий Ротенберг.
Голубые дали Ротенберга
Аркадий Ротенберг - совладелец офшора "Марк О’Поло инвестсментс Лтд". По данным СПАРК, эта кипрская компания владеет основным пакетом акций ОАО "Мостотрест", а "Мостотресту" в свою очередь принадлежит львиная доля ООО "Корпорация „Инжтрансстрой". Акционерами фирм выступают также члены семьи Ефима Басина, близкого друга Игоря Левитина еще со времен их совместной работы на БАМе.
- Связи нашего ООО с высокопоставленными „друзьями" стали любимой темой разоблачений, - не скрывает Гусев. - Но было бы неплохо поинтересоваться, сколько корпорация не только выигрывает, но и проигрывает конкурсов, и тогда многие вопросы и сомнения наверняка бы развеялись.
Но в Сочи „Инжтрансстрой" пока в числе фаворитов. Их подряды здесь сделают владельцев корпорации, по данным аналитической группы Slon, богаче на 27 млрд 770 млн.
Конечно, не вся эта сумма оседает у бизнесменов в карманах. Часть приходится тратить и на работу. Участники рынка признались „Собеседнику", что себестоимость строительства в Сочи составляет 30-60% от стоимости контракта.
- Сам предприниматель закладывает для себя 10-20% прибыли, - делится секретом владелец компании „Москонверспром" Валерий Морозов. - Еще 30-60% идет на откаты чиновникам.
Впрочем, к „Инжтрансстрою" Ротенберга с предложениями об откате вряд ли подкатывают. Смертников нет. Да и другую компанию - ОАО „УСК Мост" - взяточники наверняка стороной обходят, ведь к ней благоволит лично Дмитрий Медведев. Один из контрактов холдинг получил вообще без всякого конкурса - по прямому указанию президента.
В Сочи на прокладку совмещенной дороги Адлер - горноклиматический курорт „Альпика-Сервис" РЖД выделили „Мосту" 25 миллиардов. За что „Мосту" такое счастье, в компании не пояснили.
Деньги на асфальт
А „Трансюжстрою" от будущей Олимпиады вообще перепало больше 30 млрд рублей - на строительство железнодорожных объектов. Некоторые из заказов опять-таки достались компании без всяких глупых тендерных формальностей. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, в числе учредителей „Трансюжстроя" есть имя Александра Шевелева. Параллельно этот бизнесмен по документам проходит и как один из соучредителей в холдинге „Балтийская строительная компания". Другим соучредителем в том же холдинге значится бывший директор компании Олег Тони. Еще один учредитель „Трансюжстроя" - Анатолий Антипов - засветился вместе с Тони в числе основателей сразу нескольких фирм. Удивительно, что именно „Трансюжстрою" РЖД доверили столь выгодные железнодорожные подряды в Сочи? Нет, если знать, что Олег Тони сегодня - вице-президент ОАО „РЖД".
Запрос „Собеседника", не причастен ли заместитель Якунина к основанию „Трансюжстроя", как об этом вскользь упоминалось в СМИ, в компании оставили без ответа.
Зато Федеральная антимонопольная служба Сочи стороной это не обходит. Недавно она заподозрила РЖД и „Южную транспортную компанию" в неспортивном поведении. Оказалось, РЖД отдали ЮТК в аренду даже не землю - асфальт у железнодорожных путей грузового двора, куда привозили песок и щебень для олимпийских объектов. По договору пользоваться этим асфальтом могла только ЮТК, и все сочинские застройщики были вынуждены платить ей за право разгружать свои же материалы. ФАС обвинила компании в сговоре.
Золото для Сердюкова
Задолго до 2014 года олимпийское золото (в рублевом эквиваленте) оказалось на счетах у семьи Билаловых, один представитель которой строит горнолыжный комплекс в Сочи, а другой - депутатов в Краснодаре, занимая пост вице-спикера местного Заксобрания. Перепало от „Олимпстроя" „Силовым машинам" Алексея Мордашова, на которого до госслужбы работал Игорь Левитин. Контракты на поставку мебели достаются компаниям из Питера, а инфраструктурную застройку пытается подгрести под себя „48-е управление наладочных работ" Минобороны (его глава Сердюков как раз из питерских мебельщиков).
- В стоимость всех работ на самом деле закладывается по 2-3 цены, а к заказам допускаются компании, которые либо платят откаты, - рассказывает бизнесмен Валерий Морозов, с которого за реконструкцию корпуса санатория „Сочи" требовали взятку аж в администрации президента (идет следствие), - либо близкие к чиновникам. Вот стоило Леониду Моносову, экс-главе департамента госзаказа Москвы, стать вице-президентом „Олимпстроя", как в Сочи потянулись московские фирмы, например „СУ-155" Михаила Балакина, который вместе с Моносовым работал в столичной мэрии.
При этом в самом „СУ-155" „Собеседнику" высказали предположение, что стройуправление пришло в Сочи исключительно из социальной ответственности. Действительно, в таком прибыльном деле главное не победа, а участие.
| |