|
Новый театральный сезон столичных музыкальных театров обещает быть особенным хотя бы потому, что выстрелит тяжелая артиллерия: в старом здании Большого театра наконец закончился ремонт, и 28 октября произойдет открытие. До конца 2011 года на других музыкальных подмостках тоже обещают чудеса: порхающие призраки, поющую Золушку в мультфильме, Вагнера с улыбкой и оперу про кинофильм «Цирк».
На торжественное открытие исторической сцены Большого билеты не продаются: в театре ожидаются первые лица страны и важные иностранные гости, а увидеть это можно будет по телевизору или по трансляции на Театральной площади. Обещано выступление звезд мировой оперы и лучших сил московского балета. Первая премьера состоится 2 ноября, и как раз на обновленной сцене старого здания. Понятно, что такое событие - акт не только искусства, но и патриотизма: начинать надо с русской оперы, для чего выбрана «Руслан и Людмила», опера «русского бельканто». Опус Глинки ставит (и оформляет) Дмитрий Черняков, режиссер с международным именем, поэтому внимание к премьере обеспечено: любимое в России, но малоизвестное в мире сочинение нашего композитора приедут смотреть интенданты европейских театров. Свою концепцию постановщик не разглашает, но известно, что это будет опера-квест, в ходе которого Руслан с Людмилой пройдут испытания и тем проверят свои чувства. Безразмерную партитуру (три с половиной часа чистой музыки) слегка сократят, чтобы спектакль с двумя антрактами, начавшись в семь, закончился не перед закрытием метро. Старую сцену после открытия будут осваивать постепенно, перенося (или восстанавливая) масштабные спектакли, которые из-за размеров декораций плохо помещались на Новой сцене. В декабре вернут грандиозный советский продукт - псевдоисторического «Бориса Годунова», неизменную причину восторгов публики и восторженных ахов иностранцев, ассоциирующих старую Россию с боярскими бородами, собольими шубами и церковными куполами. Балет тоже не отстает: столь же грандиозную «Спящую красавицу», в годину ремонта сосланную на сцену огромно-неуютного Кремлевского дворца, теперь вернут в родной дом, да еще в обновке. Пышный спектакль о стыке эпох барокко и рококо, возобновляемый с 6 ноября, пойдет в других декорациях: их делает итальянец Энцо Фриджерио. А там и «Щелкунчик» на подходе: до школьных каникул надо перекинуть в больший по размерам зрительный зал балет, который в Новый год беспроигрышно сделает кассу. Перед тем же праздником к нам приедет прославленный театр «Ла Скала»: именно гастролями музыкального миланского монстра директор Большого Анатолий Иксанов с самого начала обещал открыть реконструированную историческую сцену. Правда, гастроли планировались намного раньше, по оптимистическому сценарию быстрого ремонта, но миланцы, узнав о переносе сроков открытия, великодушно согласились подождать. Теперь они привозят две программы. Сперва, 12 ноября, хор и оркестр исполнят «Реквием» Верди. Потом, с 16 по 22 декабря, будут балеты. Один из них - «Сон в летнюю ночь» в постановке Джорджа Баланчина, дивная шекспировская путаница про незадачливых любовников и игривых эльфов. Второй - сугубо миланский, чтобы отметить окончание культурного года Россия-Италия умопомрачительным зрелищем. Балет «Эксельсиор» поставлен в 1881 году, и это феерия, ревю и шоу в духе характерной для XIX века идеи «просвещенное человечество гордится прогрессом». Замахнулись не много ни мало на «борьбу цивилизации с духом тьмы». Под это дело глаз услаждают танцы разных народов (и сотня пышно наряженных девушек из кордебалета), В списке персонажей - Свет (танцовщица в цепях) и Дух тьмы (танцовщик в черном). Тьму, сковавшую свет в Испании времен инквизиции, убивает удар нового изобретения - электрического тока. Танцуют Цивилизация, Изобретение, Наука и Индустрия, пляшут Богатство, Известность, Сила и Слава, на сцене в наличии телеграф, Суэцкий канал и чудо XIX века - Сен-Готардский туннель в Альпах. Несколько лет назад эту вампуку в Милане, как могли, воссоздали: не одним же россиянам гордиться своим классическим наследием. Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко начнет с современной оперы «Х. М. Смешанная техника» в постановке Дмитрия Крымова. Визионерские высказывания на тему четырех несвязанных явлений (квартира одинокой женщины, речка с купающимися детьми, любовь между мужчиной и женщиной и советский фильм «Цирк») покажут на Малой сцене. На Большой сцене в декабре вспорхнут призрачные девы воздуха: они возникнут как персонажи ретро-постановки романтического спектакля «Сильфида». Французский балетмейстер Пьер Лакотт сделал отчетливый реверанс старине: в конце концов, это первый в истории балет, где показали танец на пуантах. Театр «Геликон», как всегда, ставит на неожиданность. В конце октября он дает российскую премьеру единственной комической оперы Вагнера «Запрет на любовь». Будущий автор трагических философских эпопей написал это произведение в 22 года на собственное либретто по мотивам комедии Шекспира «Мера за меру». Режиссер - руководитель «Геликона» Дмитрий Бертман. Историки театра говорят, что на премьере в Германии юный Вагнер чуть не плакал: опера успеха не имела, и с репертуара ее быстро сняли. Но Бертман, видать, не из суеверных. «Новая опера» главным событием сезона назначила постановку комической оперы Россини «Золушка» (7 и 8 октября) с использованием компьютерной графики и анимации. Современные технологии обеспечат очевидное и невероятное, вплоть до волшебных превращений. Вместо театрального задника поставят три огромных экрана, на которые будут транслироваться мультфильм про место действия - королевский дворец с залами, фантастический сад и красочные пейзажи. Самое главное: артисты будут перемещаться из реального сценического пространства «внутрь» экрана, где действие продолжится Выстраивая концепцию, режиссер вдохновился новостями светской хроники, прежде всего недавней свадьбой принца Великобритании, женившегося на простой девице. Круче всех поступил Камерный музыкальный театр имени Бориса Покровского: он замахнулся на моцартовского «Идоменея» в редакции Рихарда Штрауса. В таком виде «Идоменей» - опера с античными мифологическими героями и богами - будет поставлен в России впервые. Увидеть результат можно с 25 ноября. Слово «редакция» означает, что последователь вольно перелопатил великого предшественника. В 1931 году, через 150 лет после премьеры оригинала, Штраус изменил либретто, порядок номеров и оркестровку, а также дописал музыку собственного сочинения. Вполне хулиганский, но по-настоящему творческий ход, совпавший с аналогичными поисками в других видах искусства: Джоконде снова пририсовали усы.
Автор: Майя Крылова
| |