|
15 сентября 2011 года на российские экраны выходит комедия «Калачи» о доблестной казачьей семье, в жизни которой начинаются настоящие чудеса, после того, как любимого внука забирают в армию.
В главных ролях звезды нашего кино Ирина Купченко и Владимир Ильин, а также молодые актеры. Фильм вошел в число 13-ти социально значимых проектов, профинансированных Фондом кино в 2010 году. Накануне премьеры ленты мы встретились с ее продюсером Александром Литвиновым, чтобы поговорить об истории создания картины и проблемах финансирования и проката отечественных фильмов. Корреспондент: Александр Георгиевич, расскажите, как в Вашей жизни возник проект «Калачи» и сколько времени потребовалось на его создание? Александр Литвинов: Сценарий фильма «Калачи» написал Олег Тимошишин - молодой талантливый автор. Это его первый сценарий художественного фильма. Я остался очень доволен чтением, от души смеялся. Договорились, что буду пытаться что-то делать, искать деньги. В 2010 году Фондом поддержки кино был объявлен конкурс, и мне представилась возможность в нем поучаствовать. От подачи заявки до получения финансирования прошел почти год. Но тем не менее все разрешилось успешно для нас. И мы начали работать, еще не имея денег из Фонда. Рискнули, потому что теряли погоду. Уже совсем уходили в осень. А картина должна была быть сентябрьская. Но нам повезло. В октябре мы уехали в экспедицию в Геленджик, вблизи которого расположено много казацких деревень. Снимали во вторую половину октября и в ноябре. И погода была замечательная. Корреспондент: Ваша картина попала в число 13-ти социально значимых проектов, которые профинансировал Фонд кино. Были ли Фондом озвучены какие-то критерии отбора? Ведь социально значимый - очень широкое понятие. Александр Литвинов: Определенных критериев не было. На мой взгляд, любую картину можно подогнать под понятие социально значимой. Все социально значимо, если хорошо сделано и смотрится зрителем. Я не думаю, что это верное решение - делать такие обзывалки. Придумывая их, они сами ставят себя в неловкую ситуацию. Надеюсь, что это пройдет. Решение, по всей видимости, будет приниматься или с точки зрения жанровой политики, что, по-моему, правильно, или просто будут поддерживаться интересные индивидуальные проекты. Это временное явление, так же как, например, мода на артхаус в Министерстве Культуры. Попробуйте понять по сценарию, относится он к артхаусу или нет. При отборе должен учитываться, в первую очередь, хороший сценарий и сам проект - продюсер, режиссер, сценарист. Корреспондент: Как человек, начинавший работать в кино в советские годы, скажите, в то время существовало подобное разделение кино на авторское и зрительское? Александр Литвинов: Конечно, нет. Кино было жанровое. Но можно было, к примеру, сделать такую картину в жанре исторического фильма, как «Андрей Рублев». Все ее смотрели, и никому в голову не приходило назвать этот фильм авторским или не авторским. Все началось в 90-е годы, когда кинопремии стали получать буквально несколько человек - Кира Муратова, Сокуров, Герман и другие. Вот этих режиссеров критики усиленно поднимали наверх. Недавно отмечали юбилей Сокурова. Он давал много достаточно любопытных интервью. Но уже везде прослеживается некая обида на то, что его картины не смотрят. То прокатчики виноваты, что не взяли, то по телевизору его не показывают. Ну, так подумайте, почему так происходит. Чего толку обижаться на зрителя? Постарайтесь, чтобы он смотрел ваше творчество. Корреспондент: В прошлом году Вы говорили нам о том, что отношения с Фондом кино еще не выстроены, неизвестно, что от него ждать. Изменилось ли что-то в лучшую сторону за минувшее время? Александр Литвинов: Система стала понятнее. Фонд ведет себя даже более либерально, чем Министерство культуры. Но процесс принятия решений, на мой взгляд, безумно затянут. Окончательное решение принимает попечительский совет, в котором состоят люди очень значимые и занятые. Им приходится принимать решение по большому количеству картин. Нужно понимать, что основное время работы съемочных групп - это лето. А получается, что они все лето принимают решение. Надо оптимизировать эту систему. Решение должно приниматься в течение месяца - двух. В остальном же я ничего страшного в работе Фонда кино не вижу. Корреспондент: Нет уже того недовольства со стороны продюсеров, которое было год - полтора назад? Александр Литвинов: Недовольство есть в принципе, потому что деньги должны быть в одних руках - Министерства культуры или Фонда кино. А когда одни обижаются на других, это неправильная ситуация. Корреспондент: Но ведь прежде все и было в одних руках - в руках Минкульта? Александр Литвинов: В той ситуации тоже были разные негативные моменты. И когда уже в течение 10 лет работали по этой системе, выявилось много ошибок. Их нужно было просто исправить, а не принимать кардинальные решения. А они поступили так, что после реформы год никто не работал. Ну а Фонду пока тоже нужно время. Корреспондент: Были ли у Вас другие источники финансирования, кроме Фонда кино? Александр Литвинов: В финансировании картины также участвовала небольшая частная компания, возглавляемая нашим со-продюсером Виктором Антоновым. Бюджет фильма составил приблизительно 45 миллионов рублей. Из них 30 мы получили из Фонда кино, а остальные от частной компании. Эти деньги нам никто не дарил, их придется отдавать. Корреспондент: У Вас уже есть договоренность о показе картины по телевидению? Александр Литвинов: Право первого показа у нас приобрел Первый канал и, благодаря этому, мы почти рассчитались с частным инвестором. Мы еще ведем переговоры с украинским телевидением. Украинцы готовы приобрести права на показ фильма, сейчас мы обсуждаем цену вопроса. Корреспондент: Получили ли вы из Фонда также средства на прокат картины? Александр Литвинов: Получили, но этот процесс тоже продлился очень долго. Нам предоставили средства на достаточно жестких условиях. Более того, по рекомендации Фонда кино мы провели исследование вместе с компанией Movie research, чтобы было более понятно, на что мы рассчитываем, кому адресована эта картина, и сколько денег мы сможем вернуть по результатам проката. Я к таким инициативам отношусь скептически, но это был интересный опыт. Исследования проводились по двум направлениям - Москва и регион. Готовую картину показывали молодым людям от 16 до 20 лет, которые постоянно ходят в кино. Корреспондент: И что же показали исследования? Пойдет ли зритель на фильм? Александр Литвинов: Трудно дать однозначный ответ. На мой взгляд, зритель пойдет. Я присутствовал на просмотре фильма в рамках Выборгского кинофестиваля. Был полный зал. Думал посмотреть начало, уйти и под конец вернуться. Но я не ушел из зала, потому что был захвачен тем, как зритель смотрел картину. Люди смеялись, переживали, после показа подходили к нашим молодым актерам Виктории Романенко и Андрею Назимову, благодарили. Если же ссылаться на данные компании Movie research, мы должны заработать 5-7 миллионов рублей. Но я не очень в это верю. Чтобы наша компания заработала 7 миллионов, картина должна собрать в прокате миллионов 20. И я сомневаюсь, что кто-то кроме крупных компаний, связанных с телевидением, где идет массированная реклама, способен окупать наши картины и зарабатывать на них. Но там вкладываются в рекламу деньги, адекватные стоимости картины. Не важно, какого качества фильм, все равно тебя заставят его посмотреть. Мы же больше ориентируемся на сарафанное радио, если зритель пойдет на картину и она понравится. Корреспондент: Как будете прокатывать фильм? Александр Литвинов:
| |