|
В западной части Ростовской области, на высотах вдоль реки Миус, находится та территория, которую историки Великой Отечественной войны называют «Миус-фронтом». Число погибших здесь солдат и командиров Красной Армии лишь приблизительно оценивается в 816 тысяч, причем большая часть бойцов осталась лежать не погребенной на поле битвы.
Сейчас поисковые отряды занимаются тяжелой и ответственной работой - поиском павших за Родину. Скандал, который разгорелся 30 августа во время перезахоронения останков воинов, возможно, разрешится во время осенней «Вахты Памяти».
Причем, если обе стороны придут к консенсусу. Сотрудники районной администрации, поисковики встретились на пресс-конференции в Матвеево-Курганском районе, где и пытались найти решение проблемы. Первые стали появляться во второй половине 80-х годов, с началом перестройки в СССР.
Это движение быстро набрало силу. Люди самых разных возрастов, профессий, общественного положения, считали своим долгом бескорыстно искать не погребенные останки солдат, пытаться установить их имена.
Ежегодно стали проводиться церемонии торжественного перезахоронения найденных бойцов Миус-фронта в братских могилах в Матвеево-Курганском, Куйбышевском, Неклиновском районах, на Кумженском мемориале в Ростове-на-Дону. В этом году в поисковой отряд вошло около 40 человек. Большинство из них - ростовские старшеклассники и студенты. Работы проводились с 24 по 29 августа в окрестностях села Ряженое Матвеево-Курганского района, и были посвящены 68-й годовщине освобождения Ростовской области от немецко-фашистской оккупации. Церемония захоронения была намечена на 30 августа, и должна была завершать собой летнюю «Вахту Памяти» для ростовчан".
В 1993 году вышел Федеральный закон об увековечении памяти погибших в Великой Отечественной войне. Закон не предусмотрел тонкости: как отчитываться за эту работу. Началось развитие движения поисковых отрядов. Ответственность огромная на этих людях. Эта работа направлена на военно-патриотическое воспитание, в том числе. Чтобы не было самовольных работ поисковиков. Нужно определить место проведения, чтобы проверить санитарно-эпидемиологическое состояние территории. Требуем выполнения закона от поисковиков - рассказал на пресс-конференции начальник отделения морально-психологической и информационной работы военного комиссариата Ростовской области Сергей Шевченко.
Начальник отдела военного комиссариата Ростовской области по Матвеево-Курганскому и Куйбышевскому районам Виталий Степин поддержал коллегу и отметил: «Никто не запрещал и не отказывал Миус-фронту в захоронении. Было перенесено захоронение.
Просто должны быть документы. И Андрей Кудряков отказался от этого. Надлежащее оформление документов - это формальность. По словам администрации Ряженского сельского поселения, отрядов августе не было. Сотрудники полиции говорят, что также никто не работал на территории. Тогда откуда останки? По данному факту военком обратился в прокуратуру района. Сейчас по данному факту проводится расследование. Мы готовы оказать помощь поисковым отрядам, но только в рамках закона.» У районных властей все должно быть по закону. Руководитель военно-патриотического клуба «Рысь» Александр Жуков заверил: «Соблюдение закона никто не отрицает. Акты эксгумации были еще 29 августа.
Другие документы также есть. Ко дню освобождения области 17 солдат нашли три отряда: "Дон", "Миус-фронт" и "Рысь". Останки были привезены 29 числа. Нам сказали, что они будут перезахоронены. 30-ого мы приехали с детьми и другими поисковиками на перезахоронение, но никто даже не сказал, что память бойцов стала разменной монетой. В составе 17-ти бойцов - 3 опознанных солдата. Здесь вопрос закон областной нужен, который бы был более четким. Вдруг родственники нашлись, и приехали почтить память своих дедов и прадедов?»Документы, ставшие камнем преткновения в споре, нужны в первую очередь для того, чтобы местные власти имели возможность увековечить имена, которые стали известны в результате поиска, установить таблички. В ближайшее время поисковики предоставят все необходимое.
Пока же гроб с отвергнутыми останками 17 советских бойцов находится в Ростове. Личности троих из них установлены: это рядовые Тапурия и Михеенко и сержант Лактионов. По сведениям местных историков, сержант Лактионов прыгнул в окоп и в рукопашной уничтожил пулеметчика, но граната, брошенная кем-то из немцев, убила отважного бойца.
Тапурия и Михеенко прорывались к Ростову в 1941 году. Предположительно они будут захоронен осенью этого года на Кумженском мемориале во время «Вахты памяти» по поводу 70-летия первого освобождения Ростова от гитлеровских войск. Сейчас поисковики пытаются найти родственников этих солдат, чтобы пригласить их на церемонию перезахоронения.Екатерина Мыльникова
| |