|
В течение десяти дней ведомства должны представить предложения по увеличению безопасности полетов, потребовал премьер Владимир Путин. Те суда, которые не оснащены системами контроля и предупреждения столкновения, к полетам допускаться не будут. Многим мелким авиакомпаниям придется уйти с рынка, говорят эксперты.
От авиационных происшествий и катастроф «никто не застрахован», и они происходят «во всех странах мира», «с самыми новейшими воздушными судами», но серия катастроф, произошедших в России в последнее время, должна заставить правительство «задуматься», заявил премьер-министр в понедельник, открывая правительственное заседание по безопасности гражданских авиаперевозок. «Речь идёт не только о парке воздушных судов - речь должна идти и о состоянии аэродромного хозяйства», - объявил Путин. Безопасность подразумевает и оборудование воздушных судов «самыми современными средствами контроля за техническим состоянием различных узлов и агрегатов», и подготовку экипажа, в том числе оснащение авиакомпаний тренажерами, отметил премьер. Суда, которые не смогут быть оснащены необходимым оборудованием, не будут допускаться к полетам. «Все воздушные суда, которые не оборудованы современными системами контроля, предупреждения, должны быть либо дооборудованы, а те, которые не могут быть оборудованы, должны быть с рынка изъяты», - заявил он, подчеркнув, что это касается как российских, так и иностранных лайнеров. Для того чтобы это требование не привело к коллапсу авиаотрасли, глава Белого дома поручил чиновникам разработать предложения по развитию лизинга, при этом премьер предложил использовать в этой работе ВЭБ. «Прошу представить предложения по развитию лизинга современных судов с применением лизинговых схем и имеющихся лизинговых институтов, в том числе Внешэкономбанка», - заявил он. Традиционных нападок на маленькие компании в речи премьера не прозвучало. Он уверен, что речь должна идти не о размере, а о соответствии компании предъявляемым к ней требованиям. «На самом деле уже неважно, большая это компания или маленькая. Она должна иметь возможность и безусловно исполнять эти требования», - объяснил он. Закрывать компанию стоит только в случае, если эти требования не выполняются, и вот тогда помешать этому не должны никакие соображения коммерческого характера и особенности «развития рынка в этой сфере», уверен премьер. Все предложения должны быть представлены в правительство «в течение 10--12 дней», потребовал Путин. В конце прошлой недели президент Дмитрий Медведев подписал перечень поручений правительству в связи с катастрофой самолета Як-42 в Ярославской области. В него входит подготовка законопроектов, предусматривающих «увеличение административных штрафов за нарушение правил подготовки и выполнения полётов», а также «возможность внесудебного порядка приостановления деятельности эксплуатантов воздушных судов, нарушающих требования воздушного законодательства». Также президент поручил правительству до 1 февраля «принять срочные меры по обеспечению субсидирования лизинга гражданских воздушных судов, соответствующих современным требованиям к летной годности, независимо от государства - производителя воздушных судов, а также по обеспечению субсидирования местных и региональных перевозок». Медведев считает, что при обновлении российского авиапарка приоритетом должны быть не интересы национальных производителей, а жизнь людей. «Правительству придется, видимо, принимать очень непростое решение, потому что дальше невозможно с таким парком. Ценность человеческой жизни выше, чем все остальные соображения, включая поддержку национального производителя. Если наши не способны раскрутиться, надо покупать воздушные суда за границей», - сказал глава государства. Он отметил: «Это должна быть большая программа, нужно будет найти деньги». В августе правительство уже одобрило комплекс мер, ужесточающих правила пассажирских перевозок, в первую очередь авиатранспортом. Поправки в Воздушный кодекс готовили Минтранс и аппарат вице-премьера Сергея Иванова. Он возглавил борьбу со старыми опасными самолетами, которые называл «живопырками». К регулярным магистральным авиарейсам - дальностью более 1500 км - будут допущены только авиакомпании, которые имеют парк из 20 судов и более. Этим требованиям будут отвечать около 15 авиакомпаний, считают в Росавиации. Сейчас в «Перечне эксплуатантов, выполняющих основной объем пассажирских перевозок», составленном Росавиацией, числятся 35 авиакомпаний. Новые требования, которые обсуждает правительство, касаются не только авиакомпаний, которые занимаются регулярными перевозками, но и тех, кто организует только чартерные рейсы или корпоративные и вип-рейсы. К последним относится и авиакомпания «Як-сервис», чей самолет разбился 7 сентября под Ярославлем. Из 600 самолетов российских авиакомпаний, задействованных на регулярных и чартерных рейсах на территории России, около 400 судов импортного производства. Они оборудованы системами предупреждения столкновения с землей и системами предупреждения самолетов в воздухе, говорит руководитель компании «Инфомост» Борис Рыбак. Остальные 200 самолетов - российского производства, из них 50--70 самолетов оснащены такими приборами, остальные летают на свой страх и риск. «Самый большой парк самолетов, не оборудованных приборами контроля близости с землей, у Минобороны, МЧС, у министерств и ведомств», - говорит Рыбак. Он считает, что правительству придется более точно определить, какие именно приборы контроля должны закупать авиакомпании. «Есть приборы, которые стоят несколько десятков тысяч долларов, а стоимость других - несколько сот тысяч», - уточняет Рыбак. В противном случае авиакомпании, особенно небольшие, могут отнестись к проблеме формально. Системой контроля сближения с землей можно оборудовать любой, даже самый старый самолет, говорит старший аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. «Но не все самолеты экономически выгодно дооснащать дорогими приборами. Если оставшийся ресурс самолета порядка пяти лет, целесообразнее такой самолет снять с эксплуатации», - говорит Рожков. Если новые требования по безопасности будут приняты, то небольшие авиакомпании прекратят свое существование, считают эксперты. «Для больших компаний, имеющих доступ к финансовым ресурсам, дооборудование самолетов вполне реально; малым компаниям придется либо сливаться с большими, либо уходить с рынка», - говорит Рожков. Оснащение самолетов приборами контроля может отразиться на стоимости авиабилетов, уверены эксперты. При этом Федеральная антимонопольная служба называет рынок авиаперевозок одним из наименее конкурентных секторов в российской экономике.
«Рынок услуг по перевозке пассажиров воздушным транспортом оценивается как высококонцентрированный: на долю 35% перевозчиков приходится более 96% объема перевозок», - говорится в материалах, представленных ФАС к заседанию президиума правительства, назначенному на вторник. Автор: Ольга Болотова, Рустем Фаляхов
| |