Платные дороги без вариантов - возможно ли такое в России? Этот вопрос не на шутку взволновал автолюбителей, в том числе, и в интернет-сообществе, после выступления первого вице-премьера Игоря Шувалова на открытии Тихоокеанского экономического конгресса.
Вице-премьер допустил такую возможность, что правительство разрешит строить платные дороги даже там, где нет альтернативы бесплатного проезда. Сейчас платные участки действуют лишь на одной федеральной трассе - М4 «Дон». Плата за проезд на этих участках составляет порядка 1 рубля за километр.
Уже со следующего года платных участков в стране прибавится: к 2015 году они будут введены на прочих трассах федерального значения, в частности на М1 «Беларусь» и М3 «Украина». А строящаяся трасса М11 «Москва - Санкт-Петербург» будет полностью платной.
Что касается платных дорог в Московской области, то у них, как заверяют чиновники, всегда будут бесплатные дублеры. По крайней мере, об этом заявил начальник Госавтоинспекции Подмосковья Сергей Сергеев в интервью радиостанции «Вести ФМ». «Если платным будет Минский участок, то это Можайское шоссе, если это дорога "Дон", то это участок Каширского шоссе, который тоже будет приводиться в порядок. Проводится большая работа, связанная с реконструкцией участков дорог», - рассказал он, подчеркнув, что наличие бесплатного дублера - обязательно.
Однако вполне возможно, что в будущем объехать платные участки не получится. Такая перспектива устраивает далеко не всех. Резко против безальтернативных платных дорог высказался в своем блоге лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. «Платные безальтернативные дороги - предложение порочное для России. Платные дороги - это неизбежный скачок цен на все, что перевозится», - пишет депутат.
По его словам, сама идея платных дорог не нова, но альтернатива обязательна. «Непременно должны быть бесплатные дороги, в нормальном, рабочем состоянии. Знаете, есть горькая водительская шутка: "В России дорог нет, есть места, где можно проехать". Так вот и платные, и бесплатные дороги должны быть именно дорогами - современными, безопасными и комфортными. И не будем забывать, что большинство наших нынешних дорог построено во времена СССР. И мы их уже оплатили, причем не единожды», - считает Миронов.
С тем, что для нашей страны такое нововведение неприемлемо, согласен и блогер под ником feenal. «Отсутствие альтернативных путей объезда не является редкостью даже для столь развитого в транспортном плане региона, как Москва. Об этом могут много интересного рассказать жители спальных районов и городов-спутников Москвы. А вот для замкадной России и, тем более, для зауральской России это не исключение, это норма. Нет, например, альтернативы дороге Чита-Владивосток, или Якутск-Магадан - просто потому что нет. Тайга там кругом и горы с реками», - пишет он.
Некоторые блогеры, впрочем, не против платных дорог. Например, ЖЖ-пользователь lyudmila11, пишет: «Ну, в платных дорогах есть свои плюсы, безусловно: качество будет лучше, техобслуживание и т.п. Да и вся Европа уже перешла на платные дороги, там цены небольшие за проезд. Но альтернатива все же нужна, хотя бы скидки для постоянных посетителей, так сказать».
Однако, не все согласны, что проезд по платным дорогам обойдется недорого. «Несмотря на заявления о возможном введении платного проезда по дорогам без альтернативы бесплатного, ничего не говорится об устранении транспортного налога и акцизов на бензин. Таким образом, автомобилистам (а вместе с ними и потребителям товаров, перевозимых по автодорогам) придется платить за дороги по тройному тарифу: транспортный налог, акциз на топливо и, собственно, оплачивать проезд по дорогам», - отмечает блогер hhand.
В Коллегии правовой защиты автовладельцев считают, что если инициатива о безальтернативных платных дорогах будет принята, это будет «погибелью для автомобилистов». Такое мнение в интервью Вестям.Ru высказал вице-президент коллегии Владимир Александров.
«Это звучит с уровня вице-премьера - я считаю, что это высокий уровень, и если на таком уровне звучит такая вещь, то она, как минимум, обсуждается. Но с точки зрения автовладельцев и многих перевозчиков, в первую очередь мелких, это погибель. Ввести такое у нас могут, но это будет черный день для автомобилистов», - сказал он.
«С точки зрения закона это совершенно незаконно, это начинает противоречить Конституции», - продолжил эксперт. По его мнению, чтобы ввести такую норму, придется вносить изменения в законодательство.
Пока что, согласно действующему федеральному закону «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности», решение об использовании автомобильной дороги на платной основе может быть принято только при условии обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда.
Впрочем, и сам Игорь Шувалов назвал тему безальтернативных платных дорог дискуссионной и требующей обсуждения. Как передает ИТАР-ТАСС, вице-премьер отметил, что в правительстве к этому предложению пока относятся осторожно.
Все автомобильные новости