|
Разделили неправильно. Федеральная антимонопольная служба указала в письме вице-премьеру Александру Жукову на обнаруженные нарушения, которые были сделаны в процессе отбора «лидеров отечественного кинопроизводства».
Напомним, что с этого года механизм госфинансирования кино был изменен. Деньги теперь выделяют не на отдельные фильмы, а компаниям - лидерам киноиндустрии. Но критерии отбора лучших игроков кинорынка законодательством никак не установлены, - отмечает в письме ФАС. О проблеме кино с привилегиями - обозреватель радио «Вести ФМ» Анна Кочарова.
Кочарова: Вопрос дележа денег в кино в этом году стал, пожалуй, самым обсуждаемым в киносообществе. Вместо финансирования отдельных фильмов средства распределили между восьмью крупными компаниями, которые за глаза прозвали «большой восьмеркой». Остальные же студии остались за бортом больших денег, а значит - и большого кино. И такая расстановка приоритетов их, конечно, не устроила.
В итоге, юридическая компания «Правовой департамент» в интересах кинокомпании, которая свое название не афиширует - обратилась с жалобой в Федеральную антимонопольную службу , мол, процесс отбора лидеров киноиндустрии прошел с нарушениями. ФАС провела проверку и изложила свои рекомендации в письме вице-премьеру Жукову.
Ни критерии отбора, ни само определение - лидеры отечественного кинопроизводства - законодательством не установлены. Восьмерка была сформирована компанией Movie Research на основе рейтинга. И в ФАС сочли, что десятки потенциальных участников не были учтены, и принятые решения - необъективны. Но гендиректор Movie Research Олег Иванов считает, что в топ лучших просто не могут попасть все компании, которые сегодня работают на рынке.
Иванов: В рейтинг попадают лучшие, и, если считать, что кто-то туда не попал, то можно сказать, что критерии плохие. Но ФАС не опротестовывает критерии, служба вообще их не оценивала, просто было сказано, что те компании, которые туда не попали, имеют меньше шансов получать госфинансирование, но это и подразумевалось, что только часть компаний, которая окажется в лучших и получит финансирование.
Кочарова: Режиссер Александр Атанесян, член правления Ассоциации кинопродюсеров России считает, что сам принцип - финансирования лучших - несправедлив. Режиссер уверен, что помогать как раз надо было отстающим, а лидеры справились бы и так.
Атанесян: На мой взгляд - это вообще абсурд, никаких критериев быть не может. Сегодня одна компания лидер. Завтра у нее убыток, и она перестает быть лидером. И анализ, сделанный за десять лет, все равно не отражает картины. Абсурдность в том, что нельзя поддерживать сильных, логика поддержки как раз в том, что нужно поддерживать слабых. А поддерживать сильных - это странная для меня позиция.
Кочарова: Александр Роднянский , один из продюсеров компании Art Pictures, которая как раз вошла в «большую восьмерку», напротив, считает, что новая модель финансирования кино - правильная. Впрочем, признает, что критерии отбора действительно спорные.
Роднянский: Надо понимать, что за пределами выбранного списка остался с десяток замечательных компаний, продюсеров, причастных к производству отличных жанровых, успешных коммерческих фильмов и авторских, того самого артхауза, где российские фильмы преуспевают намного чаще, чем в прокатном кино. Мне кажется, что стратегически система эволюционировала правильно, такое жесткое решение было неизбежным. Я убежден, что сама по себе модель еще претерпит изменения, но в любом случае, это лучше, чем темный ящик, как это было раньше, где варилось сотни производств кинофильмов, из которых в прокат попадалось процентов 20.
Кочарова: Впрочем, разделить средства так, чтобы все остались довольны, невозможно. В ФАС ожидают, что правительство отреагирует на письмо в течение месяца и устранит нарушения. Но эксперты киноиндустрии все же уверены, что действующий список лидеров кинорынка, скорее всего, пересмотрен не будет.
| |