|
Александр Калягин, председатель Союза театральных деятелей, предложил с 2012 года приплачивать народным артистам, находящимся на заслуженном отдыхе, по 10 тысяч рублей.
Пока же достаток пожилых знаменитостей мало отличается от пенсий их рядовых ровесников. Чтобы свести концы с концами, звезды ищут все новые пути заработка.
Чурикова и Басилашвили кочуют по ДК
Показателен свежий пример: Станиславу Садальскому, получившему пенсионное удостоверение меньше месяца назад, в собесе насчитали 11.500 рублей. Это еще не вся забота государства об артисте - также ему полагается бесплатный проезд на метро. Много лет актер живет тем, что играет в антрепризе. Книги Садальского выходят мало (да и на писательских гонорарах особо не разживешься), предложения сниматься в кино ему также поступают не часто, а соглашается на них он и того реже.
Таких, как Садальский, десятки. Даже те артисты, что сумели сохранить за собой места в театре (зарплата там символическая), вынуждены кочевать из города в город и разыгрывать перед зрителем комедии - самый востребованный сегодня жанр. Материал бывает разной степени паршивости, но артисты с именем - люди старой закалки - все-таки стараются держать планку. Гонорары получают, как правило, в конвертах, и их содержимое всегда больше пенсий. Инна Чурикова, Олег Басилашвили, Александр Панкратов-Черный, Раиса Рязанова, Игорь Костолевский, Михаил Филиппов регулярно выходят с антрепризами на сцену провинциальных театров и ДК.
Поехать куда-нибудь с творческим вечером - редкая удача, когда можно совместить приятное с полезным. Но поставить такой вариант работы на бизнес-рельсы удается единицам. Наиболее яркий пример - Михаил Козаков, путешествовавший со своими программами литературных вечеров по всему миру.
Другим неплохим подспорьем служат, как ни странно, корпоративы. Любителей получить на свой праздник легенд советского кино хватает. Владимир Зельдин, Наталья Варлей, Светлана Светличная периодически приглашаются на закрытые вечеринки. Многого от них, учитывая почтенный возраст, не требуют: достаточно посидеть за одним столом с руководством, поулыбаться, пофотографироваться с заказчиком и рассказать пару-тройку заученных наизусть забавных историй со съемок.
Светличная откровенничает за деньги
Еще один прием, которым пользуются артисты старше 60, - взимание платы за откровения перед журналистами. Этот метод практикуют, в частности, Светличная и Крачковская в телеинтервью. Упрекать их в корысти не повернется язык.
В основном звезды на пенсии перебиваются случайным заработком, но есть среди них и многостаночники. Валерий Золотухин охотно соглашается на съемки в сериалах и кино, управляет алтайским театром и с недавних пор Театром на Таганке, сам же играет в его спектаклях. Борис Щербаков числится в базе сразу нескольких театральных агентств, еженедельно ведет программу «Доброе утро» на «Первом канале» и снимается в рекламе (например с Татьяной Догилевой нахваливает услуги одного банка).
Александр Пашутин старается не отставать от коллег. Он успевает и в рекламе смартфона, и в антрепризе, и на сцене Театра им. Моссовета.
- Я старости в себе не чувствую, - хорохорится Пашутин. - Однако все чаще о ней задумываюсь. Пока могу, вкалываю. Но если со мной что-нибудь случится, то на пенсию я не проживу. Ее размер рассчитывается, исходя из стажа работы в театре. А того, что сделано актерами в кино, государство почему-то не замечает. Я получаю такие копейки... стыдно даже сказать.
Хочешь жить - умей вертеться
У Тамары Сёминой, чей портрет висит во многих аптеках на постере с рекламой клея для зубных протезов, вопрос о пенсии вызвал другую реакцию - актриса нервно рассмеялась.
- Россия - страна бесконечных унижений, - вынесла приговор она. - Недавно я гуляла по Арбату, и вдруг совершенно незнакомые мне люди воскликнули: «Спасибо, Тамара! Когда ты приедешь к нам в Сирию?» Мои картины - «Воскресение», «Вечный зов» и другие - показывают по всему миру, постоянно повторяют по нашему телевидению, но никаких отчислений я за это не получаю. Кто как может, так и вертится... Мне тут звонит приятельница: «Томулька, сегодня я на Камчатке, завтра в Калининграде, послезавтра - в Перми». А я не хочу никаких спектаклей, никаких творческих вечеров. Намоталась я в своей жизни с гастролями по всем этим точкам: бесконечные самолеты, машины, поезда. Хватит! Теперь хочу спокойной и, представьте, достойной жизни на пенсии. Или я этого не заслужила?
Александр Панкратов-Черный: Моя пенсия - 8600 рублей
- Это миф, что артисты в советском кино получали баснословные гонорары и могли что-нибудь накопить «на старость». После «Мы из джаза», «Где находится нофелет?» я богачом не стал. У нас за главные роли платили неплохо, но ведь не каждый день съемки. Нередко бывало так, что одна картина заканчивалась, а потом был длительный перерыв. Так все накопления, которые удавалось делать, и уходили.
Что говорить, если я, будучи уже известным артистом, на протяжении 16 лет не имел собственного жилья? Потом наконец купил квартиру на юго-западе Москвы - тогда она еще стоила не заоблачные деньги. И то друзья помогли.
Когда мне 2 года назад начислили пенсию - 8600 рублей, расхохотался. Так что миллионов в банке у меня нет, дачей на Рублевке тоже не обзавелся.
Звание народного ничего не стоит
Председатель правления независимого профсоюза актеров театра и кино Денис Кирис рассказывает о том, почему государство не хочет обеспечить артистам-легендам достойное существование.
- Авторские отчисления - вознаграждение за повторное использование фильмов, например, телевидением - могли бы быть хорошим подспорьем для актеров. Но беда в том, что наш закон вопреки мировой практике не считает артиста автором. Можно удивляться, но в статье 1263 Гражданского кодекса РФ под названием «Аудиовизуальное произведение» четко прописано, кто имеет право на отчисления: режиссер-постановщик, автор сценария и композитор. На этом всё. Пока артисты в число авторов не вписаны, никаких процентов от показа они требовать не могут. Предполагаю, принятие этого странного закона было пролоббировано теми, кто понимал, что если артистов признают авторами, то появится огромная армия людей, которая будет претендовать на проценты. Видимо, кому-то это невыгодно.
Профсоюз по закону может инициировать внесение поправок. Но мы образовались совсем недавно и пока не набрали должного влияния. На сегодня наиболее сильный в нашей сфере - профсоюз работников культуры. Но он почему-то проблемами артистов интересуется мало.
Я считаю, что артисты-пенсионеры имеют право на особое отношение к себе по сравнению с обычными пенсионерами. Не случайно же государство дает им звания народных, заслуженных... В советское время за это полагались привилегии. А сейчас Юрий Мефодьевич Соломин, народный артист СССР (высшее актерское звание), жалуется мне, что за те же коммунальные услуги платит, как все. Почему не дать ему хоть минимальную скидку? Для чего тогда даются все эти звания?
| |