|
Около 12 килограммов серебра, ценное черное дерево и бархат, изготовленный по специальному заказу. Лучшие мастера из лучших материалов создавали в начале прошлого века это тронное кресло - подарок супруге последнего российского императора Александре Федоровне. Сейчас над восстановлением раритета работают лучшие сибирские реставраторы.
«Здесь восстанавливается конструкция кресла. Восстанавливаются деревянная, текстильная основы, уникальный бархат. И, конечно же, одна из самых ответственных операций - работа с драгоценным металлом - серебром», - сообщил главный хранитель Омского музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля Алексей Глазов.
Разгадать символику главного украшения трона сейчас пытаются сотрудники Омского музея. Серебряная накладка на спинке кресла-трона изобилует изображениями животных и людей. В этом году в Омск специально приезжала делегация буддийских монахов. Часть символов удалось прочитать. Морское чудовище, баран, слон, на которых, согласно буддийской легенде, опирался Будда, когда тяжело заболел. А во главе композиции - двуглавый орел.
О том, что это кресло было преподнесено императрице Александре Федоровне депутацией от калмыцкого народа, свидетельствует памятная табличка на обороте трона. А этот, аккуратно выполненный в сидении шов, скорее всего, свидетельство поисков фамильных драгоценностей. В 30-е годы, как вспоминают старожилы старейшего омского театра, царский трон служил реквизитом местной Мельпомене.
«В те годы достаточно широко практиковалась выдача музейных предметов как определенного реквизита для спектаклей. Удалось установить, что в случае его утери, ценность его была определена в 500 рублей по курсу того времени», - говорит хранитель фонда Омского музея.
В одном из журналов начала прошлого века сотрудники Омского музея обнаружили фотографию. На снимке в Царскосельском Александровском дворце рядом с омским креслом еще один трон. Чуть выше. Предназначался он императору Николаю II. После национализации был передан в Восточно-Сибирскую торговую палату. С тех пор его следы теряются. Но омские хранители надеются на помощь коллег, чтобы к 400-летию Дома Романовых императорская тронная пара снова была вместе.
| |