|
Знаменитый Госоркестр имени Светланова откладывает начало очередного, юбилейного 75 сезона. Поводом стал затянувшийся конфликт музыкантов оркестра с руководителем - дирижером Марком Горенштейном. Исполнители требуют уволить руководителя, тем временем как сам дирижер уже несколько месяцев находится на больничном.
Культурный обозреватель «Вестей ФМ» Анна Кочарова задалась вопросом: возможно ли мирное разрешение конфликта в творческом коллективе?
Кочарова: Государственный оркестр имени Светланова всегда был в центре внимания меломанов и музыкальных критиков. Почти всегда за свою 75-летнюю историю. Однако в последние месяцы темой для многочисленных публикаций стало не славное прошлое и среднестатистическое настоящее оркестра, а громкий производственный скандал. Во время конкурса имени Чайковского на репетиции, транслировавшейся в Интернете, Марк Горенштейн употребил слово «аул» в отношении конкурсанта из Армении. На следующий день Горенштейн взял больничный. Через месяц музыканты написали в Минкульт письмо с требованием уволить руководителя, ссылаясь на многочисленные скандалы и неподобающую обстановку в коллективе. Министерство культуры в этой ситуации - работодатель и главный арбитр в споре. Однако пока Горенштейн на больничном, уволить его невозможно, поясняет специалист по трудовому законодательству юрист Роман Сорокин.
Сорокин: Врач открывает больничный лист, и врач его закрывает. Если врач сочтет необходимым, чтобы человек находился на больничном год или два, то он столько и будет лечиться.
Кочарова: Впрочем, работодатель может попробовать доказать через суд, что больничный был фиктивным. Или же найти другие лазейки в законодательстве, продолжает Сорокин.
Сорокин: Если человек очень долго болеет, то работодатель вправе поставить вопрос об увольнении этого человека в связи с невозможностью выполнения им трудовых функций в связи с медицинским состоянием.
Кочарова: Подобные конфликты руководителей и творческих коллективов за минувший год сотрясали не только госоркестр, но и московские театры - «Маяковка», Драматический театр Станиславского и, наконец, «Таганка». Во всех этих случаях власть встала на сторону творческого коллектива. Конфликты Марка Горенштейна с оркестром, который он возглавляет 9 лет, длятся не один день - в своем открытом письме музыканты писали о большой текучке кадров, неподобающем стиле общения и упавшем профессиональном уровне. В такой ситуации всегда виноват руководитель, считает бывший министр культуры, а ныне спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.
Швыдкой: К сожалению, за 15-20 лет сложилась ситуация, когда руководители коллективов получили неограниченные права. Никаких демократических механизмов нет: нет худсоветов, нет надзирающих органов в лице управления культурой - они не надзирающие. Сегодня у Минкульта функций контроля за ситуацией в оркестре нет, потому что все считают, что это цензура и возвращение к советским временам.
Кочарова: История знает немало случаев конфликтов музыкантов с дирижерами - театр «Ла Скала», Берлинский симфонический оркестр. Дирижеры, против которых восстали музыканты этих оркестров, были звездами мировой величины. Обычно выходов из подобной ситуации два: или уволить руководителя, или распустить музыкантов. Но первый вариант с Госоркестром пока исключается: Марк Горенштейн по-прежнему на больничном. За последние годы похожие случаи бывали в российских творческих коллективах: Большой театр уволил Анастасию Волочкову, однако через суд она добилась восстановления и до сих пор числится в труппе. А ректор Санкт-Петербургской консерватории Сергей Стадлер, назначенный со скандалом и также снятый, теперь грозит Минкульту судом - он тоже, как выясняется, был в это время на больничном.
| |