|
Прошло уже больше года, как не стало одного из главных фигурантов украинского кинематографа советского периода - оператора, режиссера, сценариста и педагога Юрия Ильенко. В столичном культурном центре «Кинотеатр "Киев"» по такому случаю открывается «Неделя кино Юрия Ильенко». Комментирует АНАСТАСИЯ ГАЙШЕНЕЦ.
Место проведения ретроспективы выбрано неспроста: в 1965 году именно в кинотеатре «Киев» во время всесоюзной премьеры картины «Тени забытых предков» Сергея Параджанова Иван Дзюба, Василь Стус и Вячеслав Чорновил выступили с речью протеста против арестов интеллигенции. С этого и началась методичная травля деятелей украинского поэтического кинематографа в лице Леонида Осыки, Сергея Параджанова, Ивана Миколайчука и Юрия Ильенко - последователей Александра Довженко, установившего примат образности над иллюстративностью.
Фильм за фильмом киноопусы Юрия Ильенко складывались «на полку»: получая награды на международных фестивалях, до пункта назначения в лице зрителя работы режиссера не доходили. Отсутствие общественной реакции и живой критики отнюдь не способствовало сближению творческого метода режиссера с реальностью - жизнь текла в своем направлении, а кинопоэтика Ильенко - в своем, и в конце концов художественный поиск завел его в лабиринт совсем уж безжизненных постмодернистских абстракций. И сквозь призму его личной истории можно теперь изучать историю украинского поэтического кино: работа Ильенко в параджановских «Тенях забытых предков» и его режиссерский проект «Молитва за гетмана Мазепу» как громкое начало и крайне спорный финал неудавшейся попытки обнаружения национальной идентичности через кинематограф.
Программа «Недели кино Юрия Ильенко» включает восемь фильмов, которые, по мнению самого автора, были наиболее яркими его достижениями, а именно: «Тени...», «Колодец для жаждущих», «Вечер накануне Ивана Купалы», «Белая птица с черной отметиной», «Лесная песня, Мавка», «Легенда про княгиню Ольгу», «Лебединое озеро. Зона» и все та же «Молитва...». Все фильмы успели пройти через реставраторские руки и были оцифрованы в рамках целевой государственной программы восстановления и сохранения кинематографического наследия Юрия Ильенко.
Вряд ли можно назвать простой судьбу хотя бы одной из этих картин. Так, режиссерский дебют Ильенко - «Колодец для жаждущих» по сценарию Ивана Драча - был запрещен к показу постановлением ЦК КПУ на 22 года. Следующий фильм - «Вечер накануне Ивана Купалы» - по решению министра культуры лег на полку на 18 лет. Третью режиссерскую работу - «Белую птицу с черной отметиной» - постигла та же участь, и ни гран-при Московского международного кинофестиваля, ни получасовая овация зрителей Кремлевского дворца съездов ее не спасли. И даже когда «дракон», казалось бы, уже был повержен, история повторилась: последнюю работу Ильенко, открывающую нынешнюю ретроспективу - картину «Молитва...», тихо сняли с проката уже независимой Украины. Теперь же зрителю покажут новую редакцию фильма, сделанную Ильенко незадолго до смерти и существенно отличающуюся от первого варианта, показанного в 2002-м на Берлинском кинофестивале: одиозная картина сократилась по хронометражу, обзавелась многоканальным звуком и дополнена закадровым комментарием автора.
| |