|
В Омском музее изобразительных искусств открыли новую грань Алексея Радакова - создателя карикатур, шаржей, плакатов и рисунков на злобу дня. После революции Радаков основал в Петрограде артистический кабачок «Петрушка», который сам и оформил.
Картина, написанная водорастворимыми красками на ткани, более восьми десятилетий хранилась в запасниках Омского музея изобразительных искусств. Лубочные мотивы, к которым охотно обращались художники-авангардисты 10-х годов прошлого столетия, интереса для советского искусства не представляли. Да и подпись «Радаков», сделанная, кстати, дважды, внимания не привлекала. Знали другого Радакова - основателя популярного журнала «Сатирикон», сценографа театров «Бродячая собака» и «Летучая мышь», автора многочисленных шаржей и плакатов. Спустя годы, сотрудники Омского музея изобразительных искусств открыли новую грань творчества художника. Работая в архивах, они обнаружили, что Алексей Радаков организовал и сам же оформил петроградский артистический кабачок «Петрушка».
«В одной из московских газет в мае 1918 года я прочитала о том, что этот подвал состоял из трех комнат. Первая была - "Обжорная", вторая - комната Петрушки, а третья - комната Венер, роскошных обнаженных красавиц. Возможно, наше панно украшало комнату Петрушки», - рассказывает хранитель фонда русской живописи Омского музея изобразительных искусств имени М.А.Врубеля Занфира Девятьярова.
Знаменитые арт-подвалы большевики в 1918 году отнесли к разряду «учреждений паразитов». В спешном порядке их закрывали. С картинами, украшавшими интерьеры, не церемонились. Омское полотно, похоже, просто сорвали со стены. Однако в ходе реставрации специалисты столкнулись с более серьезной проблемой.
«Видите, она вся настолько тонкая, что краска с лицевой стороны вся здесь, на обороте, отпечаталась. Обычно пишут картины на холсте маслом, а здесь водорастворимые краски, и выполнены они на ткани. Не сочетаются материалы. Поэтому реставрационный подход должен быть особый», - считает реставратор Омского музея изобразительных искусств Виктория Ефименко.
Ни капли жидкости, она сразу размоет краску, поэтому загрязнения удаляют только сухим способом, как с пастели или графики. А для того, чтобы соединить разрывы, появившиеся на ткани, используют ультратонкий французский шелк. Впереди у реставраторов сложнейшая операция - обветшавшее полотно будут дублировать на специальную пленку. Представить уникальную картину публике музейщики планируют уже в следующем году.
| |