|
Сегодня, 16 сентября, Челябинский муниципальный театр «Манекен» начинает свой новый творческий год. Открывает его премьера спектакля «Чацкий-Камчацкий», поставленного главным режиссёром театра Юрием Бобковым по пьесе Анны Яблонской, трагически погибшей год назад при теракте в Домодедово.
Тот страшный взрыв в столичном аэропорту унёс жизнь 29-летнего талантливого драматурга и литератора, с которой больше года был творчески связан «Манекен» и вёл активную переписку его художественный лидер. В последнем письме, которое Юрий Бобков получил от Анны за десять дней до трагедии, она спросила: «А вы пригласите меня на премьеру?» В это время «Манекен» уже работал над постановкой её пьесы «Чацкий»...
В столицу Анна Яблонская прилетела из Одессы на вручение премии журнала «Искусство кино». Её сценарий «Язычники», который заинтересовал кинорежиссёров, был признан лучшим. Анна - автор более десяти пьес, среди которых «Бермудский квадрат», «Видеокамера», «Выход к морю», «Дюймовочка и мотылек», «Заброшенное радио», «Монодиалоги», «Письмо в зоопарк», «Тепло» и другие. Молодому драматургу, удостоенному нескольких престижных литературных и театральных премий, предрекали большое будущее, а она, словно предчувствуя что-то, часто повторяла: «У меня осталось очень мало времени».
Известный московский критик Павел Руднев называл одесскую звёздочку «одной из самых важных представительниц женской линии в новой российской драме», отмечая уникальность, новизну и яркость её пьес.
Последнюю, ещё никому неизвестную пьесу Анны Яблонской под названием «Чацкий» удалось заполучить Юрию Бобкову. Она настолько его заинтересовала, что он разыскал электронный адрес автора. Завязалась переписка. Вот что об этом рассказал в начальный период репетиций пьесы Юрий Иванович корреспонденту агентства «Урал-пресс-информ»:
Эта пьеса меня сразу заинтересовала - она резко отличалась от всех, которые Аня написала. И, как оказалось, была ей дорога, как что-то очень личное. Поэтому она не торопилась с ней расставаться и никому ещё не показывала. И, конечно, была удивлена, как это мне удалось её добыть. Договорившись о будущей постановке, мы начали переписываться. Я высказывал ей свои советы и пожелания, что надо бы в пьесе переделать или добавить. И хотя к тексту ей не хотелось больше прикасаться, по моей просьбе и для «Манекена», о котором Анна много слышала, она дописала три эпизода. Согласилась и с другим названием спектакля. Я предложил их два - «Чацкий.Идиот» по ассоциации её главного персонажа с героем Достоевского и «Чацкий-Камчатский», который больше соответствовал жанру этой современный пьесы. В конце декабря прошлого года она написала и дала согласие на второе название. Мы уже репетировали будущий спектакль. И за десять дней до этого ужаса в Домодедово я сообщил Анне, что мы отработали с актёрами все драматические куски и скоро будет готов черновик спектакля. Вот тогда она и спросила: «А вы пригласите меня на премьеру?»...
Новая постановка «Манекена» совершенно не похожа на все другие его спектакли. По жанру - это сатирическая фантасмагория, в которой гоголевский смех переплетается с болью за то, что происходит с нашей многострадальной страной и с её гражданами. Это последняя и самая парадоксальная пьеса Анны Яблонской. И первая её постановка в России. С сегодняшнего дня она заживёт своей театральной жизнью и станет своеобразным памятником «Манекена» молодому талантливому драматургу, чья жизнь оборвалась так трагически на самом взлёте.Вместе с главным режиссёром театра заслуженным артистом России Юрием Бобковым над спектаклем работали хореограф дважды лауреат «Золотой маски» Ольга Пона и художник Антон Сластников.
В сентябре челябинские театралы увидят премьерного «Чацкого-Камчацкого» ещё 16, 17, 18, 21 и 22 сентября.
| |