|
Власти Сербии призвали руководство самопровозглашенной республики Косово вновь сесть за стол переговоров, чтобы уладить конфликт на границе.
В пятницу из Приштины туда были переброшены представители таможенной службы - этнические албанцы. Сербское население восприняло этот шаг как оккупацию и вышло на баррикады. Несмотря на присутствие международной миссии, напряжение на границе нарастает с каждым днем.
Вертолеты KFOR доставляют бетонные блоки на линию, которую десять миллионов сербов никогда не считали и не готовы считать границей. Блокада Северного Косова усиливается с каждым часом: дорога на Белград отрезана миротворцами, пути из Приштины перекрыли уже сами косовские сербы. Это последствия очередной попытки правительства самопровозглашенной республики в одностороннем порядке установить официальный таможенный и паспортный контроль с Сербией - без согласия Белграда, но при поддержке миссий НАТО и Евросоюза.
Солдаты KFOR укрепляют оцепление своего лагеря на контрольно-пропускном пункте Ярине, местные жители постоянно вступают с ними вот в такие словесные перепалки и обстановка здесь накаляется с каждой минутой.
«Переведите им, пожалуйста, что если они будут дальше идти, мы будем вынуждены применить слезоточивый газ», - говорит один из военнослужащих.
Пропускные пункты Северного Косова закрылись в минувший четверг: миротворцы из состава KFOR растянули проволочные заграждения и повесили таблички: «Стой, буду стрелять». Позже в Брюсселе подтвердили: кроме международного контингента KFOR и EULEX, на КПП перебросили и албанских таможенников из Приштины - шаг, который сербы воспринимают как оккупацию.
Прежде КПП охраняли этнические сербы из состава косовской полиции. Первая попытка заменить их на албанцев была предпринята в июле - она закончилась столкновениями и смертью албанского полицейского. Теперь блокпосты заняли иностранные миротворцы, но гарантировать безопасность в приграничной зоне власти Сербии по-прежнему не могут - согласно резолюции Совбеза ООН, на Северное Косово их власть не распространяется.
«Если сделать все так, как предлагает Приштина, то прежде всего это будет означать, что у нас появится граница с Косово, существование которой мы не можем принять. К тому же эта территория попадет в зону действия так называемых косовских законов, и сербам придется платить пошлины так называемому косовскому государству, а неплательщики могут быть арестованы. Даже если бы республика Сербия и согласилась с этим, чего, конечно, никогда не произойдет, местное население этого никогда не поддержит, и такова реальность», - говорит глава сербской делегации на переговорах по нормализации отношений с Приштиной Борислав Стефанович.
Единственная на Севере дорога, которая сейчас связывает сербов по обе стороны мнимой границы - разбитая и узкая горная грунтовка. Грузовики с продовольствием по ней просто не проедут - даже легковые автомобили пробираются с трудом.
«Мы не сможем выдержать долгую блокаду. Мы стараемся обеспечить север Косово самым необходимым, но этих мер пока недостаточно», - говорит министр по делам Косово и Метохии в правительстве Сербии Горан Богданович.
До тех пор ситуация остается патовой. Уже очевидно, что прошлые международные договоренности о статусе Северного Косова не работают, но альтернативы им по-прежнему нет.
Сколько продлится двойная блокада сербского Косова, сейчас не могут сказать ни в Белграде, ни в Приштине, ни в Брюсселе: солдаты KFOR, которые заняли ключевой КПП на дороге от Белграда до Косовской Митровицы, сейчас занимаются обеспечением своей собственной безопасности. Приказ стрелять на поражение по любым провокаторам отдан, но все прекрасно понимают: как только прозвучит этот первый выстрел, ситуация здесь окончательно выйдет из-под контроля.
| |