|
В Грузии запатентованы десятки продуктов и блюд национальной кухни. Среди них - сыр сулугуни, лепешка с сыром хачапури и сладость из орехов и виноградного сиропа чурчхела. Всего 30 наименований.
В «Грузпатенте» говорят о том, что их национальные бренды нуждаются в защите, а потому процесс патентования продолжат. Кроме того, до конца года в Грузии намечают принять законопроект, который позволит сертифицировать продукты по европейской системе защиты продовольственных торговых марок. О том, что все это будет значить для российского производителя и потребителя, - корреспондент радио «Вести ФМ» Инесса Алексеева.
Главным приложением сил грузинских властей в области сертификации до сих пор было местное вино. 18 экспортных сортов имеют такие сертификаты. Это позволило добиться возвращения в Грузию брендов «Хванчкара» и «Киндзмараули», которые поспешил зарегистрировать в США бизнесмен Евгений Дозорцев.
Теперь Грузия запатентовала названия продуктов и блюд национальной кухни в надежде на то, что такие известные бренды как хачапури, чача, мацони и ткемали не смогут присвоить другие производители, в том числе и в России. Однако, как объясняет ректор Российской академии интеллектуальной собственности Иван Близнец, регистрация этих блюд и напитков не переходит автоматически на нашу территорию, а значит, ничего не меняет.
Близнец: От такой регистрации и патентования в России, как говорится, не хорошо не плохо. Эта защита распространяется только на территорию Грузии. Единственное, если кому-то из наших бизнесменов захочется производить такую продукцию и поставлять ее в Грузию, то для этого они должны получить лицензию от грузинских правообладателей.
Однако грузинские правообладатели могут подойти к этому вопросу иначе.
Близнец: Но, конечно, Грузия может решить этот вопрос и обратится в российское патентное ведомство для того, чтобы зарегистрировать этот патент на территории России, но я сомневаюсь, что в этом случае будет возможность такого патентования.
Предъявить претензии России за использование товарных знаков сложно еще и в связи с тем, что грузинская продукция, например, вина, вообще не ввозятся на нашу территорию. Кроме того, не очень понятно на какое именно действие нацелено грузинское патентное ведомство - выдавать патент на рецепт изготовления, регистрировать товарный знак или место происхождения своих товаров. Все это, как говорится, большая разница, замечает руководитель портала «Копирайт.ру» Василий Терлецкий.
Телецкий: Если зарегистрировано название «хачапури» в качестве товарного знака, то это значит, что нельзя будет использовать название без разрешения правообладателей. Если, допустим, само блюдо, то нельзя печь блюдо в ресторанах. С другой стороны, как за большим количеством ресторанов или кафе, которые используют эти блюда, уследить? Мне кажется, здесь будет сложность у тех лиц, которые зарегистрировали.
С национальными блюдами ситуация вообще довольно сложная. Как уверяют эксперты, в мире не существует законодательства, которое могло бы защитить, например, строгую рецептуру того или иного блюда. Обычно правообладатели регистрируют продукт по месту происхождения, объясняет вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Александр Иванов.
Иванов: Сыра может быть много, но сыр пармезан - в Парме, пармская ветчина - тоже, шампанское - из Шампани. Это так называемый региональный продукт. Есть правила поддержания региональной торговой марки. В Грузии есть замечательная вода боржоми, которая не может производиться в Белоруссии, к примеру. Вот это вам классический продукт, регулируемый по месту происхождения. Хачапури - это сложно составной продукт, который делают из муки, которая из разных мест может быть привезена. Что там регулировать по происхождению?
Даже если в Грузии будет введена европейская система защиты торговых марок TSG, это не оградит хачапури от подражательства производителей за пределами Грузии. Лишь запретит им так называть свои лепешки из теста и сыра.
| |